Статьи

«ОН ПРОСТО ЛЕЖИТ И СМОТРИТ В ПОТОЛОК. И МНЕ ЗА НЕГО СТРАШНО...»

2024-07-14 13:10
На консультацию к психологу пришла мама. Умная, уставшая, с красивым маникюром, который она беспрестанно теребила. Глаза красные. За ее словами – огромный ком родительской боли и страха.
«Он ничего не хочет. Вообще. Утром не поднять. Уроки — это война на истощение. В комнате бардак, но если я уберу — скандал. Говорит только «норм» и «отстань». Постоянно в телефоне. Кажется, мы абсолютно чужие люди. Я уже и ругала, и умоляла, и деньги за оценки предлагала... Все бессмысленно. Я не знаю, что делать. Мне кажется, я его потеряла».
Знакомо? Кажется, будто ваш солнечный ребенок накрылся непробиваемым колпаком апатии, грубости и лени. И вы остались снаружи, в полном недоумении и отчаянии.
Психолог выслушала ее и сказала: «Вы не виноваты. И он — не монстр. Он просто... подросток. Его мир рухнул».

Что же происходит на самом деле?

Его внутренний мир — это стройплощадка. Рухнули старые авторитеты (родители оказались не всемогущими), а новые еще не построились. Тело меняется так быстро, что мозг не успевает. Учеба теряет смысл, потому что главный вопрос сейчас не «какая оценка?», а «кто я?», «на что я способен?», «кому я не безразличен?». Леность – это часто маска страха. Страха не справиться, выглядеть глупо, быть отвергнутым.

И психолог предложила ей то, что по-настоящему работает в такой ситуации: не индивидуальная терапия с ребенком, который ничего не хочет, а психологическая группа для подростков.

Почему группа – это глоток свежего воздуха?

Потому что корень всех его проблем — в сфере отношений. И лечить одиночество в кабинете с взрослой тетенькой-психологом — все равно что тушить пожар стаканом воды.

Вот наши главные аргументы, основанные на опыте и психологии:

1. Они не поверят нам, но поверят друг другу. (Аргумент исходит из возрастной психологии: авторитет родителя падает, а влияние сверстников — взлетает до небес). Слова психолога о том, что «ты okay» — это просто слова. А вот услышать то же самое от парня, который тоже считает себя лузером — это уже прорыв. В группе они становятся друг для друга тем самым «зеркалом», в которое готовы смотреть.

2. Группа — это безопасный полигон для всех ошибок. (Аргумент исходит из теории групповой динамики и социального научения). Хамить маме — плохо. А вот в рамках упражнения в группе попробовать «нахамить» тренеру и сразу увидеть последствия — это бесценный опыт. Здесь можно быть любым: неуверенным, злым, смешным. И получить не осуждение, а поддержку.

3. Они учатся не у взрослого, а друг у друга. (Аргумент исходит из практики: то, что говорит сверстник, воспринимается как более искреннее и релевантное). Когда один подросток говорит другому: «Слушай, а я вот так разозлился и пошел в зал бокса побить грушу, и полегчало» — это имеет в разы больший вес, чем тридцать минут лекции психолога о методах управления гневом.

4. Они наконец-то вылезают из своего кокона. (Аргумент исходит из наблюдений за процессом групповой работы). Лежание дома — это симптом. Симптом скуки, потерянности и отсутствия «своей стаи». Группа становится этой самой временной, безопасной стаей. Местом, куда идут не «потому что мама заставила», а потому что там свои. Там есть шутки, свои правила, свои секреты и своя, разделенная со всеми, боль.

Мы не будем заставлять его учиться. Мы будем учить его хотеть. Хотеть общаться, пробовать новое, чувствовать, ошибаться и снова вставать. Мы будем растапливать этот айсберг апатии через принятие и понимание таких же, как он.

История со счастливым концом:

Через 2 месяца мама того самого подростка написала психологу:
«Он не стал отличником. В комнате все еще бардак. Но... он стал рассказывать за ужином про какого-то Сашку с группы. Спросил, можно ли сходить с ним в кино. Впервые за год я услышала его смех из комнаты не из-за видосика, а из-за звонка с другом. Я плачу от счастья. Я возвращаю своего сына».
Мы не обещаем пятерок. Мы обещаем, что вы снова начнете узнавать своего ребенка. А он — самого себя.

Набор в подростковую группу (5-7 класс) уже открыт! Количество мест строго ограничено.
Первая встреча — знакомство обязательна для родителей, и желательна для подростка.

Узнать, есть ли места, и записаться можно по телефону: +7 (915) 211-71-21.
(Только, пожалуйста, звоните до 20:00, мы тоже хотим быть хорошими родителями для своих детей).

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу страницу «Дзен»