Возможность творить новое.
Говоря о продуктивности в жизни женщины, мы подходим к исследованию перехода Девушка-Женщина. Перехода важного, энергетически и информационно насыщенного, сексуально окрашенного, продуктивно основательного.
И начнем с трансформации, через которую проходит женщина в этом переходе: Инфантильность превращается в Продуктивность.
Что это означает?
По итогам данного перехода женщина может создавать, творить нечто новое. Образование, профессия, карьера, собственное дело, работающие проекты, финансовая состоятельность, социальный статус, брак, семья, отношения с партнером, ребенок, дом, уют, сад, огород, внешний образ, формы своего тела, книги, стихи, картины, собственная личностная уникальность.
То есть женщина что-то делает САМА, сама видит результат своей деятельности, и он ее удовлетворяет. Если какой-то составляющей в этой схеме нет или она недостаточно выражена, мы говорим о том, что переход не состоялся, что женщина не смогла перевести свой инфантилизм в продуктивность.
Как это может отражаться на жизни женщины?
Отсутствием чего-то важного в жизни для конкретной женщины. Обратите внимание, что отсутствующее должно быть именно важно и значимо. Так как если у женщины нет детей, и она при этом их не хочет, то это как раз для нее желаемый результат.
Нехватка чего-то одного и переизбыток другого. Много забот семейных и мало достижений профессиональных, например.
Женщина не видит или не признает значимыми результаты своих действий (бездействия). Много работает, но не получается выстроить карьеру, заработать денег. Ее не удовлетворяет полученный результат.
Есть высокий социальный и/или финансовый статус, семья, дом, но женщина не чувствует себя удовлетворенной, счастливой.
С психологической точки зрения по итогам данного перехода женщине нужно эмоционально отделиться от «запрещающей» взрослеть материнской фигуры, получить «разрешение» от матери на личное счастье и, найдя своего мужчину, построить свой дом, свою территорию, свои границы.
Принять свою священную чувственность.
Тема женской СЕКСУАЛЬНОСТИ одновременно широка и табуирована, вызывает радость и стыд, естественная и непознанная. И ее значимость в процессе прохождения инициации Девушки в Женщину высока.
Предлагаю поисследовать и само понятие сексуальности и отличия ее проявления у Девушки и у Женщины. Когда я в процессе написания данной статьи читала любимые книги (кто хочет припасть к первоисточнику – список книг в конце раздела) о женской инициации, я поняла, что тема эта огромна и многогранна. Поэтому эта часть статьи будет структурирована. Чтобы не пропустить важные моменты столь животрепещущей темы. Итак, начнем.
- Сексуальность Девушки.
Радость познания своего тела и новых ощущений. Желание демонстрировать вовне и получать подтверждение своей внешней привлекательности. Тревога от неуверенности и неумения управлять своей чувственностью, с одной стороны. И страх не справиться с проявлениями внешней агрессии по отношению к своему телу, в том числе сексуальной, с другой. Отсутствие опыта брать на себя ответственность (или неготовность ее нести) за результаты проявления своей чувственности и сексуальности.
Яркой иллюстрацией ТРАНСФОРМАЦИИ девичьей сексуальности в женскую является греческий миф об Эросе и Психее.
В нем в частности говорится о том, что для того, чтобы принять отношения, брак с мужчиной, получать от него удовольствие, стать зрелой женщиной, героине нужно проститься со своим девичеством, встретиться с психологической смертью своей наивности, инфантильности и воскреснуть после этого уже взрослой, прошедшей испытания женщиной. И помогает ей в этом богиня Афродита. Архетипическое значение которой в жизни женщины – это способность наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Также архетип Афродиты побуждает женщин реализовать творческую составляющую своей души.
- Сексуальность Женщины.
Знание с опорой на собственный телесный опыт, заземленный в нем, о своем теле, его возможностях и ограничениях, о своих желаниях и предпочтениях. Умение регулировать и удовлетворять свои сексуальные, чувственные желания и фантазии. Готовность нести ответственность за проявления и результаты своей сексуальности. Навык говорить «нет», защищать и отстаивать свои телесные и психологические границы. Умение и разрешение себе получать телесное и эмоциональное удовольствие от собственной чувственности и сексуальности. Умение вступать и поддерживать близкие отношения с другим человеком, в том числе и сексуальные.
- «Грязные богини».
Соглашаясь с уважаемыми мною авторами, хочу отметить еще одну важную сторону зрелой женской сексуальности.
Я говорю о способности женщины видеть и признавать в собственной чувственности и сексуальности одновременно и бесстыдство, и святость. Осознавать и принимать в своей душе маленькую пузатую богиню Баубо.
В греческом мифе о похищении дочери богини Деметры – девушки Персефоны – Баубо помогла богине в самый темный и тяжелый момент ее жизни. Вы знаете, что она сделала?
Вот как говорится об этом в мифе: «Женщина (Баубо) стала танцевать перед Деметрой, виляя бедрами и тряся грудями, всеми своими движениями намекая на совокупление. И глядя на нее, Деметра невольно улыбнулась. На самом деле это была не совсем женщина: головы у нее не было, соски заменяли ей глаза, а влагалище – рот. И из этого рта полились сочные шутки, которыми она стала угощать Деметру. Богиня усмехнулась, потом заулыбалась и наконец, от души расхохоталась». Именно этот смех излечил Деметру от тоски и дал силы для дальнейших поисков дочери.
В другом пересказе этого мифа Баубо была служанкой, в доме, в который в процессе странствий и поисков Деметра устроилась нянькой. «Никто не мог вытянуть из нее (Деметры) ни слова, и только Баубо сумела развеселить богиню своим бесстыдным юмором. Ее шутки заставили Деметру улыбнуться, а когда Баубо подняла юбки и показала свои гениталии, богиня расхохоталась и вышла из скорбного оцепенения».
Вот что пишет об этом Кларисса Пинкола Эстес: «… ценность этих древних богинь бесстыдства в их умении ослаблять слишком натянутое, рассеивать мрак, приводить в такое настроение, которое исходит не от ума, а от тела, и обеспечивает легкость этих переходов… Озорство и юмор бесстыдной богини могут стать животворным снадобьем, которое распространяется по всей эндокринной и нервной системе».
- Исцеляющий смех или разговоры «не для мужчин».
Уважаемые читательницы, есть ли в вашей взрослой женской жизни такие разговоры «между нами девочками», содержание которых вы никогда не расскажете даже самому близкому мужчине? И я не о том, сколько любимый заплатит за новое платье, даже не зная об этом, нет. А о том, что знакомо КАЖДОЙ женщине и не понять ни одному мужчине. Если да – я очень рада за вас!
Мне нравится, как пишет об этом Джин Шинода Болен: «Мудрость Баубо могут оценить лишь женщины, поскольку она произрастает из множества не слишком утонченных, но чрезвычайно важных телесных переживаний, через которые мы проходим с момента начала менструаций, затем во время беременности и менопаузы. Смеясь и шутя по поводу того, через что приходится пройти женщине на биологическом уровне, мы можем уподобиться бесстыдной Баубо. Обмен подобными замечаниями нередко затем приводит к более интимным и серьезным разговорам о сексуальном опыте, выкидышах, абортах, бесплодии или утратах».
Тогда второй вопрос – а есть ли у вас подруга(и), с которыми вы активно практикуете бесстыдный юмор (важно – чисто в женской компании, так как мужчинам этот юмор не понять)? Если и на этот вопрос вы ответили утвердительно, то вы просто счастливица! Чего и себе желаю ;-).
Завершить наш разговор о сексуальности я хочу словами Дж. Болен: «Отпуская неприличные замечания или смеясь над ними, женщины признают свою сексуальность и сексуальный опыт, а также разоблачают привычки, наклонности и сексуальное тщеславие мужчин – и как раз этого мужчины бояться больше всего».
Сильно? Да. Вот такая она Зрелая Женская Сексуальность.
Обещанный список литературы:
- Шинода Болен Джин
- Старшие Богини: Новая психология женщины. Архетипы богинь.
- Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь.
- Эстес Кларисса Пинкола
- Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях.
- Джонсон Роберт
- ОНА: Глубинные аспекты женской психологии.
Готовность встретиться со своей Мудрой старухой.
В этом разделе статьи будет много предположений и гипотез. Я размышляю о том, как выглядит ситуация, когда женщина не прошла успешно переход от Девушки к Женщине и по возрасту подошла к следующей инициации Женщина — Мудрая старуха.
Мне представляется три возможных варианта:
- Незрелая сексуальность Девушки переходит в асексуальность Мудрой старухи. Инфантильность Девушки переходит в мудрость Мудрой старухи.
- Зрелая сексуальность Женщины переходит в асексуальность Мудрой старухи. Инфантильность Девушки переходит в мудрость Мудрой старухи.
- Незрелая сексуальность Девушки переходит в асексуальность Мудрой старухи. Продуктивность Женщины – в мудрость Мудрой старухи.
Рассмотрим по очереди все три сценария.
На мой взгляд, первый вариант наиболее реален в случае, если инициация Девушка-Женщина не состоялась или прошла неуспешно. Мне приходит образ как нежный бутон девичьей сексуальности, так и не раскрылся и со временем начинает увядать и отмирает, переходя в асексуальность. Как это отражается на жизни женщины? Возможно, отсутствием сексуальной жизни в принципе, или неудовлетворением имеющейся. Непринятием своего тела, его желаний и потребностей. В крайних случаях – ощущением себя жертвой, даже если партнер знаком и приятен. Вторая составляющая этого варианта и вовсе представляется мне невозможной.
Инфантильности сложно перейти в мудрость, минуя стадию продуктивности. Это означает, что к пенсионному возрасту женщина подходит неудовлетворенная жизнью, не достигшая своих целей, не реализовавшая свой потенциал. Она обвиняет всех и вся – «ты сломал мне жизнь» — говорит она мужу или партнеру, «я отдала тебе лучшие годы» — обвиняет она своего ребенка – «и ничего не получила взамен», «люди разочаровали меня» – жалуется она коллегам и знакомым.
Согласитесь – сложно представить себе такую женщину счастливой и довольной в старости.
Второй сценарий, когда женская сексуальность раскрыта и женщина реализована в чувственной, телесной части своей жизни. На этом фоне нереализованность продуктивность может быть:
— компенсирована, то есть женщина реализует себя через свою сексуальность, в широком смысле этого слова.
Ее профессия связана с областью человеческой сексуальности, она смогла монетизировать свои знания и умения в этой сфере. И это не о «древнейшей профессии». Я фантазирую, что это может быть. И врач-гинеколог или андролог, и психолог-сексолог, и специалист индустрии моды, и журналистика, и творческие профессии.
— перекошена, то есть женщина счастлива в своей интимной жизни и несчастна во всем остальном.
В этом случае женщина может ощущать себя нереализованной в профессии, ей бывает сложно «найти себя» в этом мире, она в постоянном поиске новых мест, партнеров, профессий и никак не может получить удовлетворение, реализовать себя, возникает ощущение, что «я живу не своей жизнью».
Жизнь женщины по третьему варианту тоже может быть вполне компенсирована.
Продуктивность вполне естественно готова перейти в мудрость. Незрелая же сексуальность Девушки, безусловно, может обеднять жизнь женщины. Это и страх или отсутствие отношений с партнером, отсутствие или неудовлетворенность в интимной сфере, соматические болезни эндокринной и половой систем организма.
Но удовлетворенность женщины, продуктивность которой работает и дает желаемые результаты в профессиональной, семейной, творческой сферах жизни может отчасти компенсировать неудовлетворенность в сексуальной сфере.
Безусловно, вышеописанный анализ — это отчасти теория. И в жизни у каждой женщины возможны и другие сочетания компенсирующих и адаптирующих факторов. Главным критерием по-прежнему остается такое психологическое понятие как качество жизни и такие общечеловеческие индикаторы – как счастье, удовлетворенность своей жизнью, радостью бытия.