+7 915 211 71 21 psyzel@yandex.ru

Автор Михеева Е. (Москва)

Супервизор: М.А. Бебик

 Аннотация

В статье раскрывается актуальность и специфика применения методов танцевально-двигательной терапии в развивающих занятиях с детьми 3-4 лет. Автор прослеживает связь между двигательным и эмоциональным развитием детей среднего дошкольного возраста и приобретением ими навыков взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Представленная в статье программа описывает цикл из 24 занятий с подробным описанием структуры каждого занятия.

Ключевые слова: ритмические паттерны развития по Дж. Кестенберг, базовые нейрологические паттерны, «Я-концепция», конструктивное выражение агрессии, самоконтроль: навык «stopandgo».

Актуальность работы

            «Центр раннего развития детей», «Развивающие занятия для дошкольников», «Детский развивающий центр» — сейчас этими названиями никого не удивишь. И если во времена моего детства (70-е годы прошлого века) ребенок дошкольного возраста кроме детского сада мог ходить еще максимум в спортивную или музыкальную секцию, то сейчас вариантов для родителей множество. Я не сразу смогла понять, с чем связано постоянное увеличение количества центров и расширение объема предоставляемых родителям услуг. Зачем ребенка, как только он научился ходить, сразу вести в центр? Зачем требовать, чтобы в 2 года ребенка перевели в группу без мам? Зачем ребенка в 2-3 года учить читать, считать, писать? А в 5-6 лет ко всему вышесказанному добавлять иностранный язык? И это все сверх того, что он получает в детском саду.

            Размышляя об этом, у меня появилось 2 предположения. Первое связано с тем, что темп и образ жизни современного мира/ общества/ человека стал стремительным, напряженным, быстро изменяющимся, непредсказуемым. Родители тревожатся о будущем своих детей. Им кажется, что чем раньше ребенок научится писать и считать – тем успешнее, стабильнее он будет в жизни. С другой стороны, современные родители больше времени уделяют зарабатыванию денег, поддержание своего собственного и семейного имиджа в глазах других, чем общению с детьми, в том числе телесному, эмоциональному общению. И родители также тревожатся и за свою жизнь, свое трудоустройство, свое будущее. Чем сильнее тревога за себя – тем больше тревога за детей.

Более того, наблюдая за молодыми мамами 1,5 годовалых детей, я часто замечаю, что мама просто не умеет/не знает, как общаться со своим ребенком, как взять его на руки и прижать к себе. Чаще, чем раньше к воспитанию даже малышей привлекается посторонний человек (няня).

Когда ко мне обращается мама 2,5-3х летнего ребенка и говорит, что он перестал слушаться ее и воспитателя в детском саду, стал разбрасывать игрушки, стал делать все наперекор ей, по-своему. Я говорю о важности признания тех эмоций и чувств, которые возникают у ребенка в возрасте 3-4 лет, о телесном проживании и безопасном выражении агрессии, о простройке собственных границ. Почему это важно? В это время формируются и развиваются: навыки самовыражения, взаимодействия и общения, способность адаптации к изменениям (новые игры, новые люди). В возрасте 3-6 лет активно работает правое полушарие головного мозга, то есть необходимо разнообразно двигаться, рисовать, петь и т.д. Если этого не происходит, то не формируются межполушарные связи и к началу обучения в школе ребенку сложнее осуществлять деятельность, связанную с работой левого полушария. Если не развивать эти навыки и качества, то в дальнейшем могут возникать трудности в обучении в школе.

Моя программа рассчитана на проведение в развивающих группах детских центров, клубов, студий. Это скорее обучающая, нежели корректирующая программа. Она направлена, прежде всего, на укрепление физического и психического здоровья ребенка, адаптацию его к межличностному и социальному взаимодействию. Мне бы хотелось, чтобы в результате посещения занятий по программе, ребенок мог свободно чувствовать себя в окружающем мире, выражать своё «Я», свою индивидуальность. Безусловно, в каждом ребенке с рождения заложены базовые принципы движения. Но, увы, по причинам, указанным мною выше, не все они бывают достаточно развиты к 3-4 годам, либо имеются «пробелы» в двигательном развитии.

 Теоретические положения

Желание ребёнка трех лет подражать взрослому приводит к развитию игры. Ребёнок охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. Сюжеты игр простые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые некоторые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты также возникают и по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к определенной цели (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Поэтому возраст 3-4 лет является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). Ребенок практически осваивает пространство своей комнаты, двора и т. п. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Внимание детей четвёртого года жизни неустойчиво. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

«Чувствительность к своей и чужой боли, способность к сопереживанию – ориентация на свойства чувств другого человека, вот что закладывается в раннем детстве». [1, с. 410].

            «Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоят-ой деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступая как носители образцов действий и отношений в окружающем мире». [12, с. 272].

            «Развитие у ребенка раннего возраста Я-концепции связано со становлением переживаний независимости своего Я, его автономности. Автономности не только от другого человека, но и от предмета. Это очень важное свойство становления Я-концепции, которое можно было бы сопоставлять с чувством мышечной радости, чувством бескорыстного восторга и светлой радости, вызванных осуществлением жизни. Это очень важный момент в развитии Я-концепции ребенка и в становлении концепции другого человека. Он, другой, прежде всего взрослый, может разделить это переживание, вызвать его, сопереживать ему, а может и исказить и даже уничтожить». [1, с. 420].

            Рассматривая этот возрастной период с точки зрения ритмических паттернов развития по Дж. Кестенберг, можно говорить об актуальности анального (скручивание с ощущением силы и удовольствия, напряжение-расслабление) и уретрального («бег-стоп-движение-застыть», выбор направления движения, расфокусировка-фокусировка взгляда и внимания) паттернов.

Программа развивающих занятий для детей 3-4 лет.

Цель: расширение двигательного репертуара и развитие выразительного движения у участников группы.

Задачи:

  1. изучение строения своего тела — знать и называть части тела;
  2. изучение возможностей движения разных частей тела (усилие, время) и движения в пространстве
  3. тренировка умения двигаться в ритм
  4. тренировка умения узнавать и выражать свои эмоции
  5. развитие эффективных навыков коммуникации
  6. изучение основ саморегуляции (дыхание, напряжение-расслабление)

Что могут получить от данной работы потенциальные участники Программы:

Умение разнообразно двигаться под музыку и без; навык эффективного взаимодействия с другими детьми; умение выражать эмоции в движении/танце. Способность легче устанавливать контакт с родителями; облегчение процесса адаптации к детскому саду; общее оздоровление.

Показания к данной работе и ее ограничения:

  1. дети возраста от 3-4 до 5 лет, численность группы 6-7 человек
  2. необходимость подготовки ребенка к дальнейшему поступлению в танцевальные кружки, студии
  3. сложности во взаимодействии ребенка с другими детьми и педагогом
  4. программа рассчитана на детей с нормой психического и физического развития

Программа рассчитана на 24 ак. час – 2 раза в неделю по 45 мин.

 

Тематический план

  1. Знакомство, установление контакта, правила.

В новой группе ребенку 3-4 лет нужно не только познакомиться с ведущим (взрослым), но и с другими детьми-участниками, пространством, в котором проходят занятия. Для ведущего важно с одной стороны дать детям адаптироваться, вызвать к себе доверие, и с другой – установить правила и границы, которые будут действовать на занятиях. Также задача этой темы тренировать развитие внимание и концентрации ребенка, что является зоной ближайшего развития для детей этого возраста. Начало и окончание занятие может проходить как некий ритуал (звонок колокольчика означает соответственно начало/окончание занятия).

  1. Части тела.

«Между тремя и шестью годами дети чрезвычайно много узнают о своем теле. Ребята учатся распознавать и называть различные части тела, учатся управлять ими. Расширяется их представление о том, что можно делать с их помощью. Совокупные знания об отдельных частях тела мы называем образом тела». «Положительный образ тела тесно связан с нашим самоуважением и является основой уверенности, которая так необходима в жизни. Поэтому так важно, работая с маленькими детьми, следить за тем, чтобы они учились бережно обращаться со своим телом и уважать его» [13, с. 58].

  1. Ритм

«Детям присуще врожденное чувство ритма, оно регулирует циклы сна и бодрствования, ощущения голода и насыщения, медленного и быстрого дыхания и т.д. Чем старше дети, тем в большей степени их внутренний ритм должен увязываться с их действиями. Развиваясь, ребенок сталкивается с ритмами, не только слушая и исполняя детские песенки и музицируя, свой ритм есть в каждом повторяющемся движении, в ходьбе, в прыжках, в рисовании и письме. Чувство ритма влияет на восприятие ребенком времени, последовательности и темпа происходящих событий, на координацию его собственных движений» [13, с. 51].

  1. Базовые нейрологические паттерны

«Ребенок от рождения до 3 – 5 лет должен пройти свою дорогу развития на телесном уровне. Все рефлексы и, соответственные нейрологические паттерны должны быть интегрированы и отработаны. Это и допозвоночные (клеточное дыхание, центральная симметрия, оральный паттерн, орально-анальный паттерн), и позвоночные паттерны (спинальный, гомологический, гомолотеральный, контрлотеральный)» [11, с. 3].

«Чтобы развить дифференцированное телесное сознание, ребенку необходимо время. Когда он учится новому виду движения, ему необходимо спокойно повторять его достаточно много раз, пока у малыша не наладится обратная связь с собственным телом, пока сигналы от костей, мышц, суставов и кожи не запечатлятся и не обработаются в головном мозге. Чем чаще ребенок упражняется в новом движении, тем быстрее он осознает сигналы своего тела и автоматизирует тренируемое движение» [13, с. 109].

  1. Напряжение – расслабление

«Дети должны уметь расслабляться. Когда ребенок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передается по нервным путям легче и более полно. Если тело малыша напряжено и неподвижно, восприятие информации из окружающей среды или даже от собственного тела становится очень ограниченным, и ребенку трудно правильно отреагировать или принять подходящее решение. Когда ребенок спокоен и чувствует себя безопасно и уютно, он учится быстрее и легче» [13, с. 21]. Анальный паттерн по Дж. Кестенберг – мышечное напряжение/расслабление.

  1. Конструктивное выражение агрессии

Душевная радость тесно связана с телесной радостью, и они, в равной степени, важны для нормального развития ребенка. Поэтому важно включать в занятия игры, помогающие детям научиться конструктивно выражать свои сильные чувства (агрессию), и при этом продолжать эффективно взаимодействовать друг с другом.

Особенно это актуально для возрастной группы детей 3-4 лет. На двигательном уровне это проявляется в освоении сильных движений (направленных/гибких, внезапных/замедленных). И также переключение движений с сильным и легким весом. При выполнении упражнений ведущему важно следить, чтобы дети были заземлены, чтобы дыхание и центр тела поддерживали движение.

  1. Самоконтроль. Навык «stop – and – go»

Эта тема связана с уретральным паттерном по Дж. Кестенберг — «бег-стоп-движение-застыть», выбор направления движения, расфокусировка-фокусировка взгляда и внимания. Поэтому это важная составляющая взаимодействия с другими людьми, с окружающим пространством.

  1. Взаимодействие с другими детьми

Возраст 3-4 года – время, когда ребенок активно начинает интересоваться и взаимодействовать с другими детьми. Важно развивать в детях умение чувствовать свои границы, уважать границы других детей и взрослых, безопасно взаимодействовать с окружающим пространством. Эта тема проходит сквозной линией через все занятия. Тренируется в подвижной игре в середине каждого занятия; во время начала занятия и приветствия; присутствует как составляющая часть других игр и упражнений.

  1. Завершение

Особенностью процесса завершения каждого занятия или группы в целом в возрасте 3-4 лет является недостаточное ощущение временных границ, регуляции интенсивности проживания своих эмоций, проявления своих сил. Важно подобрать для детей необходимый темп и ритм, выделить достаточное время для завершения. Чтобы могла завершить как вся группа, так и каждый ребенок. В связи с этим упражнения на завершение могут выполнять разные задачи: Расслабление и успокоение; Игра, когда у детей осталось еще много неизрасходованной энергии; В конце занятия у детей накопилось множество сильных впечатлений, и они испытывают прилив бурных эмоций; Необходимость придать занятию завершенность.

 Рекомендации

Применение методов танцевально-двигательной терапии в развивающих занятиях с детьми важно и эффективно.

Важно – так как именно в дошкольном возрасте закладываются и формируются навыки взаимодействия со своим телом и эмоциями. И уже через эти умения – навыки взаимодействия с окружающим миром и другими людьми.

Эффективно – с точки зрения необходимости социализации любого ребенка. Исходя из моего опыта, далеко не каждый родитель готов прийти с ребенком на консультацию или занятие с психологом/психотерапевтом (даже если это необходимо). Если же элементы ТДТ гармонично вписываются в комплексную программу всестороннего развития ребенка младшего дошкольного возраста, развивающего/досугового центра – то в выигрыше оказываются все. Родители – которым психологически легче и понятнее водить ребенка на развивающие занятия. Также они могут научиться взаимодействовать с ребенком в рамках нового уровня отношений. Ребенок – который получает возможность в безопасном пространстве, в интересной игровой форме встретиться и познакомиться со своими эмоциями, особенностями своего тела. Реализовать свое стремление двигаться и творить. Научиться взаимодействовать с родителями в рамках нового уровня отношений. Быстрее адаптироваться к детскому саду.

Для меня как специалиста реализация данной программы в контексте блока социально-значимых программ по месту жительства означает возможность расширения и углубления ТД поля-пространства. Понятным и доступным образом рассказывать/показывать клиентам особенности и преимущества метода. Создавать и расширять свою профессиональную нишу в родном городе.

Учитывая все вышесказанное, я искренне считаю предложение данной программы детским развивающим центрам — одним из путей реализации социально-культурной миссии танцевально-двигательной психотерапии в России.

  

Структура занятий

 Занятие № 1-2.

Знакомство – 5 мин.

Игра «Запоминаем имена». Все встаем в круг. Перекидываем мяч по кругу. Кто ловит мяч – громко произносит свое имя. Во втором круге – вся группа выкрикивает имя ребенка, у которого сейчас мяч. В третьем – мяч перекидывает через круг, группа выкрикивает имя ребенка, у которого сейчас мяч.

Разминка – 10 мин.

«Веселая разминка» — структурированная разминка под песенку на диске.

Тема «Части тела» – 10 мин.

Игра «Вы можете…?» Дети стоят в кругу. Ведущий задает вопросы, дети показывают, о чем спрашивает ведущий. «Вы можете закрыть уши руками? Вы можете коснуться ног руками? Вы можете поднять руки высоко над головой?» и т.д.

Подвижная игра – 5 мин.

«Кошки-мышки»

Тема «Базовые нейрологические паттерны» — 10 мин.

Игра «Море». Исходное положение — лежа на полу. Дыхание – вода нас качает. Морская звезда расширяется и сжимается. Поплыли рыбы. Меняется скорость. В конце лежим на берегу отдыхаем, ветерок нас обдувает. Рисование на листах синего цвета впечатлений от путешествия на дно морское.

Завершение – 5 мин.

Игра «Гонки». Снимают дети обувь, ставят около входной двери. Сами отходят на противоположный конец комнаты и касаются рукой стены. По команде – кто быстрее добежит и обуется. Ведущий называет детей по именам и прощается.

 

Занятие № 3-4.

Приветствие – 5 мин.

Игра «Запоминаем имена» + что-то о внешнем виде ребенка.

Разминка – 10 мин.

«Веселая разминка» — структурированная разминка под песенку на диске.

Тема «Части тела» – 10 мин.

Игра «Прикосновения». Дети расходятся по залу. Ведущий дает задания, дети показывают, о чем спрашивает ведущий. «Вы можете мне показать, как вы касаетесь коленями пола? Спиной стены? Носом двери? Ступней пола?» и т.д.

Подвижная игра – 5 мин.

«Салки-догонялки»

Тема «Базовые нейрологические паттерны» — 10 мин.

Игра «Тетушка жаба». Дети-лягушата стоят около линии старта – линия берега. Ведущий – тетушка Жаба в домике (обруче) на расстоянии 2,5-3 метра от детей. Тетушка Жаба не хочет, чтобы все дети одновременно прискакали к ней в дом, а то она будет сердиться. Дети спрашивают, как же им к ней попасть в дом. Жаба показывает от 1 до 3 пальцев рук. Это количество прыжков, за которое этот ребенок должен до нее допрыгнуть. Когда все дети побывают в домике тетушки Жабы. Ведущим становится кто-то из детей по очереди.

Завершение – 5 мин.

Игра «Гонки».

Занятие № 5-6.

Приветствие – 5 мин.

Игра «Запоминаем имена» + любимая еда.

Разминка – 10 мин.

«Веселая разминка» — структурированная разминка под песенку на диске.

Тема «Части тела» – 10 мин.

Игра «С руки на ногу». На полу с помощью липкой ленты рисуется человечек. Задача детей по команде ведущего показывать на нем ногой те части тела, о которых ведущий спрашивает. Вторая часть игры – задача ребенка быстро встать ногами на ту часть тела человечка, которую назвал ведущий.

Подвижная игра – 5 мин.

«Река-берег»

Тема «Базовые нейрологические паттерны» — 10 мин.

Игра «Тюленья школа». Дети маленькие тюлени в школе и постепенно учатся всему тому, что умеют взрослые цирковые тюлени. Виды движений: лечь на живот и опереться на обе руки, высоко поднять голову; то же самое, добавляется перекрещивание ног; ползти по полу, передвигаясь на руках, ноги и ступни тащить за собой.

Завершение – 5 мин.

Игра «Спящие куклы». «Вы очень хорошо сегодня побегали и поиграли и столько всего попробовали сделать. Теперь мы можем немножко отдохнуть от игр.

Занятие № 7-8

Приветствие – 5 мин.

Игра «Запоминаем имена» + любимая игра.

Разминка – 10 мин.

«Веселая разминка» — структурированная разминка под песенку на диске.

Тема «Части тела» – 10 мин.

Игра «Медленно вперед». У каждого ребенка большой гимнастический мяч. Задание прокатить его от одной стены до противоположной стены. Толкая мяч только той частью тела, которую называет ведущий.

Подвижная игра – 5 мин.

«Гуси-лебеди».

Тема «Базовые нейрологические паттерны» — 10 мин.

Игра «Любопытная змея». В этой игре дети ползают по полу таким образом, чтобы получилось перекрестное движение: когда левая рука идет вперед, то вместе с ней двигается правая нога.

Завершение – 5 мин.

Игра «Спящие куклы».

Занятие № 9-10.

Приветствие – 5 мин

Игра «Катаем мяч». Когда дети собираются в круг, у них развивается чувство общности и принадлежности к группе. Такая простая символическая деятельность, как перекатывание, передача и прием мяча, помогает детям устанавливать контакт друг с другом. Также мы все вместе называем имя того, у кого мяч в данный момент в руках.

Разминка – 10 мин.

Боди-джаз. Инициатива исходит от ведущего.

Тема «Части тела» – 10 мин.

Игра: «Автопортрет во весь рост». На большом листе ведущий обводит контур тела каждого ребенка. Задание детям: «Теперь вы можете сами дорисовать важнейшие части своего тела, например, глаза, уши, рот, нос, пальцы рук и ног. Если хотите, можете нарисовать и одежду. Используйте для этого мелки и возьмите те цвета, которые вам нравятся».

Подвижная игра – 5 мин.

Хоровод «Карусель»

Тема «Ритм» — 10 мин.

Игра: «Дождь». В этой игре дети должны постоянно прислушиваться и выполнять движения, действуя по образцу. Задание детям: «Сядьте в круг. Я буду сидеть в кругу вместе с вами. Мы сидим тихо и не говорим ни слова. Каждый из вас будет производить такой же звук, который производит его правый сосед». Дождь слегка накрапывает; пошел сильнее; сильно идет; гроза; и погода успокаивается в обратном порядке.

Завершение – 5 мин.

Игра: «Зевок». «Несколько раз глубоко вздохните и расслабьтесь. Теперь давайте покажем друг другу, как мы устали (ведущий глубоко зевает). Покажите мне своим телом огромный зевок. Вытянитесь, как только можете, и руками, ногами и всем туловищем изобразите один большой зевок».

Занятие № 11-12.

Приветствие – 5 мин

Игра «Катаем мяч»

Разминка – 10 мин.

Боди-джаз. Инициатива исходит от ведущего.

Тема «Ритм» – 10 мин.

Игра: «Передаем ботинок». Ведущий стучит в барабан. Дети на первый удар поднимают маленький предмет (мячик, мешочек, др.) с пола, на второй передают ее ребенку рядом. На третий – другой ребенок ее берет, на четвертый — второй ребенок кладет вещь на пол.

Подвижная игра – 5 мин.

«Лохматый пес». Один из детей изображает «пса»; он ложится на коврик, на живот, голову кладет на протянутые вперед руки. Остальные дети тихонько подходят к нему под чтение воспитателем стихов:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим — что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять, дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегаются и прячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

Тема «Напряжение-расслабление» — 10 мин.

Игра: «Полет на Луну». Лежа на спине, ноги стоят на большом гимнастическом мяче, который прислонен к стене. На раз – лечь на спину, ноги на педалях корабля (на мяче), руки перед собой согнуты в локтях (положили на штурвал корабля), на два – начинается обратный отсчет. При слове «Пуск» — сильно давим ногами на педали и сильно сжимаем штурвал руками – 5 сек. После слова «Прилетели» – отпускаем педали и штурвал, лежим, отдыхаем. На Луне играем в луноходы. Наклоняемся вперед, пока руки встанут на пол. Передвигаемся по полу на 4х конечностях. Луноходы приветствуют друг друга поднятием антенны (ноги) вверх. Далее обратный полет домой.

Завершение – 5 мин.

Игра: «Зевок»

Занятие № 13-14.

Приветствие – 5 мин

Игра «Передаем мяч». Передача мяча по кругу: внутри круга, сзади круга, над головой, на уровне ног. По выбору – кто как хочет.

Разминка – 10 мин.

Боди-джаз. Инициатива исходит от ведущего.

Тема «Ритм» – 10 мин.

Игра: «Маленький мячик». Под барабан. На счет от 1 до 8 подскакиваем на месте как маленькие мячики. Под барабан побежать маленькими семенящими шажками, подражая катящемуся мячу. Когда барабан умолкнет, остановиться и показать лучшую «форму мячика», которую смогли принять. Все повторяется 3 раза.

Подвижная игра – 5 мин.

Хоровод «Котята»

Тема «Напряжение-расслабление» — 10 мин.

Игра: «Волшебный воздушный шарик». Давайте вместе поколдуем и превратимся в волшебные шарики. Каждый скажет мне, какого цвета он хочет быть. Начинаем с положения — лежа на полу. Ведущий «надувает» детей-шарики. Дети постепенно изменяют форму с расслабленной и плоской на напряженную и объемную. Теперь мы сдуваем шарики. Ведущий издает звук «с-с-с». Дети-шарики постепенно сдуваются и ложатся на пол. В конце все шарики снова превращаются в детей.

Завершение – 5 мин.

Игра: «Желе». Сброс напряжения после занятия через тряску отдельных частей и всего тела.

Занятие № 15-16.

Приветствие – 5 мин

Игра «Передаем мяч»

Разминка – 10 мин.

Боди-джаз. Инициатива исходит от ведущего.

Тема «Ритм» – 10 мин.

Игра: «Ловкие ножки». Все движение выполняются на счет 8 под барабан. Сидим на полу, спина назад, опора на руки. Ступнями ног шагаем на месте. Следующий этап – 4 шага вперед, 4 назад. Далее стоя, низкие прыжки с ногу на ногу. Встать прямо, ноги врозь. Перенос веса тела с одной ноги на другую. 4 счета — стоп, 4 счета — стоп. Следующий этап – запомнить свое место, на 8 счетов уйти с него, на следующие 8 – вернуться. В конце танцуем весь танец полностью.

Подвижная игра – 5 мин.

«Зайцы и волк». Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет» — зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их:

Зайки скачут скок поскок

на зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают.

осторожно слушают,

Не идет ли волк?

С окончанием появляется волк и начинает ловить зайцев.

Тема «Напряжение-расслабление» — 10 мин.

Игра: «Проснуться и уснуть». Первая часть – лежа на полу расслабиться. Вторая после звона колокольчика – встать и бежать в другой конец комнаты. Там снова уснуть и т.д.

Завершение – 5 мин.

Игра: «Желе»

Занятие № 17-18.

Приветствие – 5 мин

Игра: «Моя туфелька». Сидим в кругу, в руке своя туфелька. Говорим слова: Это ты, это я, это туфелька моя. С нами песенку поет. От меня к тебе идет. Каждый ребенок передает свою туфельку соседу справа. Повтор по кругу, пока каждая туфелька окажется у своего хозяина.

Разминка – 10 мин.

Боди-джаз. Лидерство переходит ко всем участникам по очереди. Группа зеркалит движения каждого.

Тема «Напряжение-расслабление» — 10 мин.

Игра: «Заводная кукла». Дети тренируются управлять мышцами, расслабляя их. Сначала каждый ребенок – кукла хорошо заведена, пружина натянута. Движения широко шагать, двигать руками вниз и вверх. Потом пружина ослабевает, движения становятся медленнее, мышцы расслабляются. Кукла остановилась. Ведущий снова «заводит» каждую куклу.

Подвижная игра – 5 мин.

«Кошки-мышки»

Тема «Конструктивное выражение агрессии» — 10 мин.

Игра: «Уборка в саду». Группа делится на 2 части. Одна часть – синички, другая воробышки. У каждого ребенка мяч среднего размера. Комната разделена веревкой, которая одним концом прикреплена к опоре, другой конец держит ведущий. На высоте около 1 м от пола. Каждая стайка птичек хочет очистить свою половину сада и выбрасывает мусор на половину соседей через забор. Но на половину соседей забегать нельзя – там злая собака и злой кот. По команде стоп игра заканчивается. Нужно сесть на пол на своей стороне.

Завершение – 5 мин.

Игра: «Автомойка». Все встают в колонну по одному, друг за другом. Ноги расставить шире, чтобы мог пролезть другой ребенок. Начинает один ребенок, он машина. Он встает на четвереньки и ползет в «автомойку». Все дети осторожно и мягко массируют ему спину. И так все дети по очереди.

Занятие № 19-20.

Приветствие – 5 мин

Игра: «Моя туфелька».

Разминка – 10 мин.

Боди-джаз. Лидерство переходит ко всем участникам по очереди. Группа зеркалит движения каждого.

Тема «Конструктивное выражение агрессии» — 10 мин.

Игра: «Кто кого?» Дети по парам. На полу линия. Партнеры подходят к линии на полу и становятся по разные стороны от нее спиной друг к другу. Расставьте ноги пошире, присядьте на корточки, наклонитесь вперед и пропустите свои руки между ногами вниз так, чтобы крепко взяться за руки партнера. А теперь попытайтесь перетянуть партнера на свою сторону.

Подвижная игра – 5 мин.

«Гуси-лебеди»

Тема «Самоконтроль» — 10 мин.

Игра: «Туда и обратно». Дети по парам. Пока музыка играет, вы можете бегать, прыгать, скакать, но главное, как можно дальше отдалиться от своего партнера. Как только музыка прекращается – нужно как можно быстрее добежать до своего партнера, взяться за руки и присесть на корточки.

Завершение – 5 мин.

Игра: «Автомойка».

Занятие № 21-22.

Приветствие – 5 мин

Игра: «Волшебная кисточка». Стоя в кругу. Ведущий касается мягкой кисточкой какой-то части тела ребенка. Ребенок с закрытыми глазами угадывает, какой части тела коснулись. После этого ребенок становится ведущим и касается другого ребенка.

Разминка – 10 мин.

Боди-джаз. Лидерство переходит ко всем участникам по очереди. Группа зеркалит движения каждого.

Тема «Конструктивное выражение агрессии» — 10 мин.

Игра: «Снежный бой». Группа делится на две части, у каждой группы своя крепость из 2х стульев и 1 мата. Из старой газетной и А4 бумаги все делают снежки. По команде: «Внимание, приготовились, начали» — начинается «снежный бой». По команде «Стоп» — игра заканчивается.

Подвижная игра – 5 мин.

«Лохматый пес»

Тема «Самоконтроль» — 10 мин.

Игра: «Тихий колокольчик». Дети должны точно контролировать движения своей руки, при этом требуется концентрировать внимание. «Каждому из вас по очереди я дам колокольчик, и он должен отнести его, пройдя по кругу, ребенку, который сидел рядом с ним, так, чтобы колокольчик не издал ни одного звука».

Завершение – 5 мин.

Игра: «Прыгаем в объятия». Ведущий ловит каждого ребенка, мягко подхватывая его, называя его имя. Перед тем как отпустить ребенка, замрите вместе на мгновение в забавной или нежной позе, подходящей ему.

Занятие № 23-24.

Приветствие – 5 мин

Игра: «Волшебная кисточка».

Разминка – 10 мин.

Боди-джаз. Лидерство переходит ко всем участникам по очереди. Группа зеркалит движения каждого.

Тема «Конструктивное выражение агрессии» — 10 мин.

Игра: «Волшебные бобы». Эта игра дает детям возможность учиться концентрироваться и соблюдать самоконтроль, когда они в возбужденном и расторможенном состоянии.

Подвижная игра – 5 мин.

Игра «Зайцы и волк»

Тема «Самоконтроль» — 10 мин.

Игра: «Стоп, один! Стоп, два!..» В этой игре, чтобы по желанию ведущего коснуться пола определенным образом (одной или двумя частями своего тела), дети должны быть очень внимательными.

Завершение – 5 мин.

Рисунок «Мое путешествие в мир движения и танца».

Share This