+7 915 211 71 21 psyzel@yandex.ru

В возрасте 5-9 лет у ребенка идёт формирование структуры личности «мнений». Ребенок учится выражать свою точку зрения, изменять ее с учетом новой информации и реальности.

Различают два перекоса в структуре: раннюю (угрюмая, замкнутая) и позднюю (упрямая и самоуверенная). 
У человека с ранней структурой мнений будут сложности с самовыражением и высказываем своего мнения, идей, мыслей. Его часто не слушали в детстве, говорили, что он слишком мал, чтобы о чём-то рассуждать, не обращали внимание на его рассуждения и мысли, обесценивая их. Взрослея такой человек не может отстоять свою позицию (зачастую он её не может даже сформировать), будет соглашаться с мнением другого. А если не соглашается, то выражаться несогласие будет в молчании, иронии или намеках.
С поздней структурой, напротив, человек с пеной у рта будет отстаивать своё мнение, даже, если оно не имеет аргументов, быть неправым для него невыносимо. Будет постоянно искать конфронтацию. Для него мнение = он сам и если же он не прав, значит, он не имеет право на что-либо, поэтому с большой энергией будет защищать свою точку зрения, борясь за неё как на войне, даже ценой разрушения отношений. 
И, конечно же, есть норма, при которой ребёнок рос в атмосфере, когда его мнение уважалось, родители помогали находить ответы на его вопросы, тестировать реальность и поддерживали познавательный интерес. Вырастая, такой человек будет свободно обходиться со своим мнением, проверять его, изменять или отстаивать.
В каждом из нас в зависимости от ситуации может проявиться и ранняя и поздняя структуры. Замечая и осознавая свои защитные механизмы, у нас есть возможность пробовать выходить из привычных паттернов взаимодействия и пробовать что-то другое, двигаясь в ближайшую зону развития.
В любом случае важно помнить, что каждый из нас имеет право на своё мнение, выражать его, менять и ошибаться. Главное во всем этом не забывать видеть и слышать другого человека с такими же правами, как и у нас.

Share This