+7 915 211 71 21 psyzel@yandex.ru

Елена Михеева

Танцевально-двигательный психотерапевт. Аромапсихолог

Стоимость услуг

Индивидуальная консультация:

3000 рублей в Зеленограде

3500 рублей в Москве

за 1 терапевтический час*

*1 терапевтический час = 60 минут

Приветствую Вас на своей странице.

Многие из нас, взрослых людей знают и понимают, что хотят в жизни, что важно и нужно для нас. Сложность часто проявляется, когда не получается этого достичь или получить. И тогда возникают вопросы – почему не получается? что и как нужно сделать, чтобы получилось? а может я уже и не хочу, чтобы получилось именно так? и что тогда?
Я работаю с женщинами, взрослыми и родителями. И часто ко мне обращаются именно с вопросами жизненных кризисов, темами потери и поиска смыслов и ресурсов, а также сильными эмоциональными переживаниями и телесными симптомами (психосоматика), сопровождающими эти процессы.
Во время наших встреч мы много внимания уделяем поиску и применению различных ресурсов в жизни клиента. Мой ресурс как терапевта – это моя вера в целительную силу движения, танца и ароматов эфирных масел. Она позволяет мне помочь человеку понять язык своего тела, услышать свои чувства и осознанно излечить свои телесные и душевные раны.

Работаю:

С женщинами, девочками-подростками, родителями.

Образование:

  • Высшее. Московский государственный социальный университет, специальность «Социальная работа», специализация «Менеджмент социальной работы», 1997г.
  • Профессиональная переподготовка с правом ведения нового вида профессиональной деятельности по программе «Управление персоналом». Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы, 2003г.
  • Профессиональная переподготовка с правом ведения нового вида профессиональной деятельности по программе «Танцевально-двигательная психотерапия». Институт практической психологии и психоанализа, 2011г.

 Специализация:

2009-2011 гг. — Групповая практика Аутентичного движения. «Введение в практику аутентичного движения «Пробуждение телесной мудрости».

Институт практической психологии и психоанализа, ведущая группы Бирюкова Ирина Викторовна, BC-DMT — аккредитованный Американской Ассоциацией Танцевальной Терапии (ADTA) – преподаватель–супервизор ТДТ; CAGS – сертифицированный тренер-супервизор в области интермодальной терапии искусствами

 Семинары:

2008 год — Роза Мария Говони, ADTR (Италия) — «Движение и образ тела».

2010 год — Патриция Палларо, ВС-DMT (Италия) — «Работа мозга. Движение. Танец. Применение неврологических исследований в ТДТ».

2012 годДжуди Ганц (США) — «Изучение движения с позиции Лабан-анализа» и «Использование Анализа Движения Лабана в танцевально-двигательной терапии».

2012 год — Сюзанна Бендер (Германия) — «Подход Мэриан Чейс: обращаясь к истокам ТДТ».

2016 год – Бет Люччи (США), PhD, LCSW, BC-DMT – «Применение практики Аутентичного Движения для понимания феномена проективной идентификации в психотерапии».

2018 год — Звика Франк (Нидерланды) — «Танцевально-двигательная терапия с мужчинами, пережившими насилие».

2018 год — Патриция Палларо, ВС-DMT (Италия) — «Танец или движение? Два взгляда на природу ТДТ. Противостояние, сотрудничество, перспективы».

 Научно-практические конференции:

2008 год — V научно-практическая конференция АТДТ с международным участием «Богатство опыта и разнообразие подходов в танцевально-двигательной терапии».

2010 год — VI научно-практическая конференция АТДТ с международным участием «Современный танцевально-двигательный психотерапевт: традиции и инновации в развитии Российской школы ТДТ».

2012 год – VIII научно-практическая конференция АТДТ с международным участием «Танцевально-двигательная терапия и общество. Социально-культурная миссия ТДТ в России».

2014 год — VIII научно-практическая конференция АТДТ «Ассоциация танцевально-двигательной терапии – пространство единомышленников. Единство всех и уникальность каждого».

2014 год – Х научно-практическая конференция по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи подросткам и их семьям «Подростки в мегаполисе: современные социально-психологические риски и ресурсы». МГППУ.

2014 год – Научно-практическая конференция «Женщина в мегаполисе. Актуальные вопросы психологической помощи». Кризисный центр помощи женщинам и детям.

2016 год — IX международная конференция АТДТ «Танцевально-двигательная терапия. Со-творчество. Сотрудничество. Развитие».

2018 год — X научно-практическая конференция АТДТ «Танцы с реальностью. Танцевально-двигательная терапия в социо-культурном контексте: взаимовлияние, адаптация, перспектива».

 Разработки и достижения:

  1. 2011 год — Программа «Применение методов ТДТ в развивающих занятиях с детьми 3-4 лет» прошла аккредитацию в Экспертном Совете Ассоциации танцевально-двигательной терапии.
  2. 2020 годЭкспертный Совет Ассоциации танцевально-двигательной терапии присвоил мне статус психотерапевта с внесением его в Профессиональный реестр АТДТ.
  3. С 2019 года веду обучающий курс «Танцевально-двигательные техники в арт-терапии» для слушателей Московского центра арт-терапии.
  4. В 2019 году совместно с коллегой, танцетерапевтом, Налетовой Александрой разработали и ведем программу: «Танец Стихий — танцевальная и терапевтическая практика».
  5. Сотрудничаю в качестве спикера с зеленоградским Клубом успешных женщин «ЛАДА» и являюсь экспертом онлайн-школы «ГармоничнаяЯ» по теме «Профилактика эмоционального выгорания в стрессовых ситуациях с применением ресурсов своего тела».
  6. Написала и опубликовала цикл статей по теме «Женская инициация. Этапы, сложности, решения».
  7. Являюсь основателем и ведущей Клуба любителей эфирных масел «АромаМир».

 

Психолог. Танцевально-двигательный психотерапевт.

Специалист по работе с последствиями кризисов – жизненных, возрастных, профессиональных. Специалист по работе с телесными симптомами – психосоматика, сложность принятия своего тела, климактерический синдром.

Ароматерапевт – консультирую с применением эфирных масел.

Карьерный консультант (коуч) – сопровождаю клиентов при поиске работы, изменениях карьеры, возвращении к работе после продолжительного перерыва.

Опыт практической работы с 2009 года. За это время провела более 800 часов индивидуальной и групповой психотерапевтической работы.

Личная терапия – более 200 часов.

  • Сидельникова Ольга Азарьевна – юнгианский аналитик, преподаватель Института практической психологии и психоанализа.
  • Фисун Елена Викторовна — Клинический психолог, психолог, психолог-консультант, преподаватель Центра системной семейной терапии.
  • Шабельская Екатерина Михайловна — Системный семейный терапевт, эмоционально-фокусированный терапевт Центра системной семейной терапии.
  • Соколова Валентина Витальевна – психолог Московской службы психологической помощи населению. Специализация — системно-феноменологический подход (расстановки по Б.Хеллингеру), соматическое переживание, транзактный анализ, травматерапия.

 Личная супервизия более 200 часов:

  • Бебик Марина Анатольевна. Супервизор Отделения танцевально — двигательной психотерапии ИППиП, танцевально-двигательный психотерапевт АТДТ, психодраматерапевт (FEPTO — международная сертификация по психодраме, социометрии и групповой терапии Швейцария — США), практик Play — back Театра (Международный сертификат Венгрия — США).
  • Гончарова Юлия Игоревна. Танцевально-двигательный терапевт, психолог-консультант, администратор учебных программ кафедры ТДП Института Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП), член Совета АТДТ, профессиональный член и супервизор АТДТ.

 Групповая супервизия более 100 часов:

  • Бебик Марина Анатольевна. Сертифицированный Российской Ассоциацией Танцевально – Двигательной Терапии преподаватель – супервизор, танцевально-двигательный психотерапевт.
  • Бирюкова Ирина Викторовна. BC-DMT — аккредитованный Американской Ассоциацией Танцевальной Терапии (ADTA) – преподаватель – супервизор ТДТ; CAGS – сертифицированный тренер-супервизор в области интермодальной терапии искусствами. Руководитель международной программы профессиональной переподготовки «Танцевально-двигательная психотерапия» (ТДП), старший преподаватель, клинический супервизор отделения Танцевально-двигательной психотерапии.

 Профессиональные сообщества:

Являюсь участником интервизионной группы танцевально-двигательных терапевтов и профессиональным членом Ассоциации танцевально-двигательной терапии (г. Москва).

E-mail:

psyzel@yandex.ru

Телефон:

+7 915 211 71 21

Skype:

Адрес приема:

Зеленоград, корпус 447
Москва: м. Проспект Мира, м. Краснопресненская

14 комментариев

  1. Admin

    Дорогие гости сайта!

    Здесь Вы можете задать свой вопрос данному специалисту или оставить свой отзыв о Вашей совместной работе.

    На вопрос ответит сам специалист, либо его ответ будет передан Вам через администратора сайта.

    Отзыв будет опубликован после прохождения модерации на предмет спама.

    Время ожидания — в пределах 24 часов.

    Спасибо Вам за терпение.

    Ответить
  2. Елена

    Давно хотела написать несколько статей по теме, которая волновала меня всегда — женские инициации, кризисы и переходы.

    Тема эта стала особенно интересна мне, когда я начала работать с женщинами как психолог — и индивидуально, и в группе. Ну и наконец, стала она особо актуальной в последние года 3-4, так как я сама вошла в очередной жизненный кризис и переход.
    Прежде, чем начать описывать сами этапы инициации в жизни женщины, я решила сделать короткое введение в тему женской инициации — как ее понимаю я.

    Итак, инициация или посвящение — это обряд (ритуал) перехода на новый этап развития, изменение социального, возрастного, полового статуса человека. И если раньше это действительно были видимые и принятые в данном сообществе ритуалы, то сейчас мы скорее говорим об изменении психологического статуса человека и его само и мироощущения на протяжении всей жизни.

    И поскольку сама идея инициации женщины пришла к нам еще из древности, то основным видимым признаком прохождения очередной инициации по-прежнему является признак изменения полового статуса.

    В этой связи интересна периодизация жизни женщины, которую предложил К. Юнг: Девочка – Девушка – Женщина — Старуха или Мудрая женщина. Девочка — асексуальна и инфантильна, Девушка — сексуальна и инфантильна, Женщина — сексуальна и продуктивна, Старуха — асексуальна и мудра.

    Таким образом, не считая рождения и смерти, женщина за свою жизнь проходит 3 инициации или перехода. Первый — из детства во взрослость. Второй – в стадию продуктивности. И третий – это кризис середины жизни, пересмотр ее смыслов.

    И еще один важный момент. Традиционно считается, что если женщина начала сексуальную жизнь, вышла замуж, родила ребенка – то есть выполнила внешне видимые социальные задачи, то она прошла соответствующие стадии инициации. Как показывает моя (и моих коллег терапевтов) психологическая практика это не всегда так. То есть женщина, обладая вышеперечисленными признаками не чувствует себя взрослой, зрелой, состоявшейся. Для этого женщине необходима психологическая инициация, то есть внутренний переход из одной стадии в другую.

    Кого заинтересовала теоретическая составляющая этой темы, рекомендую своих любимых авторов – Кларисса Пинкола Эстес, Ефимкина Римма.

    Продолжение следует…

    Ответить
  3. Елена

    Продолжаю публиковать свои размышления по теме женская инициация.
    В процессе инициации женщины важны все три перехода. И из детства во взрослость, и в стадию продуктивности и в возраст мудрости.
    Сегодня думала — в какой последовательности говорить о них? Так как они идут в хронологической последовательности? Но в жизни конкретной женщины это не всегда происходит именно так. Начать свой рассказ с самого активного и насыщенного переходами возраста продуктивности? Хм, похоже, начинать с него непросто. И тогда стала открываться актуальная для меня сейчас тема второй половины жизни, тема Мудрой Женщины, Мудрой Старухи. Целая вселенная, с которой знакомлюсь сейчас я сама, проживая открытия через собственное тело, эмоции, разум. И сопровождая своих клиенток на этом непростом и важном для них пути в терапевтической работе.
    Поэтому приглашаю и вас начать путешествие в Мир Женской Инициации именно с этой точки. Точки перехода в мир зрелых и мудрых женщин. Женщин, многое проживших и многое понявших. Познавших много встреч и расставаний. Женщин много могущих и умеющих. Женщин готовых идти вперед с жизненным багажом опыта прожитых лет.
    Написав эти строки, подумала о том, насколько малоизвестен, а порою просто неприемлем, этот мир в современном обществе. Насколько социально и семейно табуированы актуальные темы этого возраста женщины – климакс, необратимые изменения/старение тела, «неудобство» для работодателей, отношения с взрослыми детьми, поиск и/или смена партнера, одиночество, уход из жизни значимых людей, финансовая состоятельность и социальная значимость.
    Если обратиться к физиологической стороне, переход из возраста Женщины в возраст Мудрой женщины (Старухи) начинается со времени, когда естественным путем в организме женщины начинает уменьшаться количество женских половых гормонов. Среднестатистическим возрастом этого процесса считается 50 лет. На практике для разных женщин менопауза в 50 лет может, как уже завершится, как только начаться, так и быть еще только впереди. И соответственно все телесные процессы, как то возможность забеременеть и выносить ребенка, вести активную сексуальную жизнь, поддерживать фигуру и кожу в тонусе — у разных женщин в этот возрасте могут протекать очень по-разному.
    Говоря о психологическом статусе женщины 45-50 лет, считается, что к этому возрасту женщина уже состоялась как дочь, сестра, мать, жена, любящая и любимая женщина, теща/свекровь, профессионал, гражданин и так далее. То есть выполнила все гендерно значимые функции современного общества. Если это действительно так, то переход к мудрости, осмысление итогов первой половины жизни и осознанное и активное планирование второй — не представляют большой сложности.
    А вот если это не так, то сразу возникает вопрос – а как?
    Мне в какой-то момент ведения женской группы, посвящённой теме переходов и изменений в жизни женщины, стало интересно решить почти арифметическую задачку.
    Дано: в 45 – «баба ягодка опять». То есть кто еще не родил всех желаемых детей, не вышел впервые/снова/очередной раз замуж, не получил достаточное для поддержания собственного образа женской привлекательности внимание от мужчин – БЕГОМ все дополучать. Это последняя возможность вскочить в последний вагон, на это есть 5 лет.
    В 50 лет уже климакс, а значит ни детей, ни прежней внешней женской и сексуальной привлекательности, а если еще и тяжело протекает, то еще сложнее! Но еще можно активно работать, руководить, создавать проекты и их реализовывать. Но тоже БЕГОМ! Так как на все про все тоже 5 лет.
    В 55 лет — ВСЁ!!! Кто не успел – тот опоздал. Не ну там внуки, сериалы понятно, дача опять же…
    Вопрос: И что же делать женщине (благо уровень и продолжительность жизни растут) еще как минимум ТРЕТЬ своей жизни?
    Ответ: Увы, реальный ответ современного общества на эту задачу лично меня не устраивает. И глядя на женщин — своих клиенток, которые приходят ко мне на консультацию и в терапию — я понимаю, что их тоже.
    Продолжение следует…

    Ответить
  4. Елена

    Продолжаю размышлять о третьем переходе в жизни женщины.

    В завершении предыдущего поста я анонсировала, что в этот раз буду писать о том, как современным обществом воспринимаются такие процессы и явления как женский климакс (кстати, а вы знаете, что с греческого слово климакс переводится как «лестница»?), женское старение, планы на будущее женщины после 45-50 лет.

    Почему мне кажется важным писать об этом, делать это видимым? Увы, но эти процессы часто являются в обществе табуированными. Узнать о них, о том, как это должно или не должно происходить современной женщине практически не от кого.

    И в этом месте мне думается о том, что все ключевые физиологические процессы в жизни женщины априори скрыты. Скрыты от открытого взгляда извне. Скрыты от мужчин. Скрыты от общества.
    И это нормально. И так было на протяжении веков.

    НО! Если раньше, девочка, девушка, женщина о том, что такое месячные, как вести себя во время беременности и нужно ли лечиться от климакса, узнавали от матери, бабушки, тети, старшей подруги, свекрови, старейшей женщины племени, рода, семьи. Так как по традиции с наступлением полового созревания девушка приглашалась в родовой Круг Женской Силы. То сейчас этот канал коммуникации часто нарушен, а в каких-то семейных системах и вовсе утерян.

    В независимости от того, сколько вам лет, мои уважаемые читательницы, вспомните — откуда вы узнали как вести себя при первой менструации, первом сексе, первой беременности, первом приливе? Кто вас поддержал, успокоил, поделился своим опытом проживания этих важных процессов нашего тела и психики, при необходимости порекомендовал опытного врача, акушера, психолога? Была ли у вас возможность услышать об этом и быть услышанной самой в современном Круге Женской Силы – доверительной женской дружеской компании, группе по интересам или терапевтическом кругу?
    И я очень рада за вас, если такая женщина и/или поддержка в вашем окружении нашлась, будь то мама, подруга, врач, учитель, психолог, незнакомая мудрая женщина, встретившаяся на вашем пути именно в этот момент вашей жизни.
    А если – нет?

    Могу сказать, что, не смотря на то, что я хорошо знающий и чувствующий свое тело человек, профессиональный психолог, работающий с клиентами именно через тело (я – танцевально-двигательный и телесноориентированный терапевт), когда впервые почувствовала прилив, я испугалась. И когда я поняла, что оставаясь с прежней физической нагрузкой и режимом питания, я стала толстеть, причем в таких местах тела, в которых не толстела, начиная с подросткового возраста, я испугалась. И когда у меня, не старой еще женщины, стали «сыпаться» основные системы организма, я очень испугалась!
    И я стала приставать с вопросами и расспросами ко всем окружающим меня женщинам старше меня. Что это? Как это было у вас? Обращались ли вы к врачу? Пили ли вы гормоны? Возможно ли в климаксе заниматься сексом? Что будет дальше происходить с моим телом?

    И вот тут я столкнулась с двумя, как мне показалось основными реакциями на эту тему.
    Одна была более-менее предсказуема. «КАК можно говорить на ЭТУ тему?» «Ну, сходи к гинекологу» «Ну как было, ну месячные закончились, на прокладки перестала тратиться» «Какой секс, мы ж уже не молодые какие то, зачем нам секс?!» «Здоровье да, оно уходит, теряется, а что ж ты хотела к старости то?»
    Вторая для меня стала открытием, хотя по некоторому размышлению, тоже вполне объяснимым. Заключалась она в том, что на мой вопрос о климаксе, менопаузе, старении — женщины 50-55-58 лет отвечали, что никакие они не старые, что климакс, кроме прекращения месячных, никак на них не повлиял (и нет смысла его тогда обсуждать), что они КАК ПРЕЖДЕ – хорошо выглядят, активно работают, занимаются сексом, довольны состоянием своего здоровья и т.д. И тут я вспоминаю все рекламы и прочие проявления медиа, которые говорят, что можно остановить (а иногда и отменить!) старение женщины, что выпив пилюлю, климакс уйдет, и к нам «снова вернется женщина», что здоровой, красивой, желанной, успешной и наконец, счастливой может быть ТОЛЬКО молодая женщина. Иногда это говорится/показывается прямым текстом/видеорядом, иногда подается завуалировано.

    После всех этих расспросов и разговоров, я поняла, что сама нахожусь где-то посередине. Я хочу и дальше находить комфорт и общий язык со своим телом, эмоциями, при этом я совершенно точно знаю, что КАК ПРЕЖДЕ однозначно не будет.

    И вот здесь приходит время вспомнить о том самом третьем переходе, третьей инициации в жизни женщины. Напомню, по Юнгу это переход от Женщины к Мудрой женщине или Старухе, от продуктивности к мудрости.
    Важные процессы любой инициации – признание реальности и готовность идти (развиваться) дальше. Принятие того факта, что как раньше уже не будет, с одной стороны. И поиск новых, открывающихся возможностей, с учетом произошедших перемен. Принятие себя новой, в новых условиях. Нахождения в себе сил и смелости научиться, в свете нового знания, новым навыкам и умениям.

    Это не просто. В переходе из Девочки в Девушку – может манить новый, неизведанный мир взрослости, сексуальности, свободы. Становясь зрелой Женщиной – опыт материнства, профессионализма, женской привлекательности и финансового благополучия.
    А что может привлекать женщину в мудрости?
    Что вы думаете об этом?

    Ответить
  5. Елена

    Сегодня завершающая часть статьи о переходе из Женщины в Мудрую женщину или Старуху.

    И как я и анонсировала поговорим о кризисе середины жизни как части этого перехода.

    Начать хочу с разделения понятий. Кризис середины жизни и Кризис среднего возраста. С одной стороны это об одном и том же. С другой — в последнее время часто встречаю в статьях коллег, что кризис среднего возраста молодеет. Что с вопросом – «У меня все уже есть и я все уже в жизни попробовала — как и где найти смыслы, чтобы снова научиться хотеть?» — обращаются люди 30-35 лет.

    Тогда как для клиентов 40-45-50 лет важнее именно кризис середины жизни/перехода во вторую ее половину. Меняется вопрос, с которым женщины приходят в терапию. «Я знаю, чего хочу, но могу ли я это, хватит ли у меня сил это начать и реализовать, не будут ли дети, внуки, друзья, соседи «косо» смотреть на меня, когда я буду реализовать СВОИ желания?»

    Конечно, каждая женщина отвечает на него по-своему. Я всегда уважаю и поддерживаю решение и выбор клиентки. И в случае, когда она начинает свой бизнес, и инициирует глобальные изменения в своей личной жизни (развод, замужество, переезд в другую страну), и начинает активно заниматься дачей, и решает стать блогером.

    Сложнее, когда женщина воспринимает переход к статусу Мудрой женщины и Старухи как окончание своей активной жизни, когда перестает позволять себе желать и реализовывать свои желания. Резко прекращает слушать потребности своего тела и ту часть своей жизни, которая изменяется с «сексуальности» на «асексуальность» выключает как электрический рубильник. Причины такого поведения могут быть различны. Для кого то общественное мнение и социально одобряемые гендерные установки очень важны – и тогда они управляют жизнью и желаниями. Кто-то сильно уходит в соматизацию и ипохондрию, благо сложное протекание климакса и как следствие обострение всех хронических и не долеченных в течение жизни заболеваний, дает для этого чудесный повод. Более того, как однажды сказала мне мудрая врач, во время климакса часто проявляются те физические и психологические недуги, которые были у нас в детстве и девичестве. Потом мудрая природа, чтобы мы могли выносить и родить потомство, включает мощный ресурс нашего организма – женские половые гормоны. И вот в менопаузе, когда гормоны «покидают» нас, все нерешенные, «отложенные» и не проработанные в продуктивном возрасте проблемы, возвращаются к нам.

    Работа в терапии с темой инициации, в том числе с ранее не пройдённой или пройденной не полностью, неосознанно, бывает очень полезна и эффективна именно во время кризиса середины жизни. Говоря о ранее не пройденных инициациях, я имею в виду, например, ситуацию, когда ко мне обращается женщина 45 лет, у которой есть муж, ребенок, работа и в процессе взаимодействия она понимает, что во многих жизненных сферах до сих пор ведет себя как ребенок, как девочка. И тогда, как вариант, в процессе нашей психологической работы мы можем мысленно вернуться к переходу Девочка — Девушка и посмотреть, что именно в жизни этой клиентки помешало ей осознано решить в свое время задачи этого этапа инициации.

    И в завершении темы перехода «Женщина – Мудрая женщина или Старуха», хочу привести цитату, описывающую мой личный опыт переживания этого перехода:

    «В этом году неожиданное открытие позволило мне пережить мой сорок пятый день рождения и шагнуть во вторую половину своей жизни. Это понимание того, что я ступила на совершенно незнакомую и неведомую мне ранее территорию и пространство. И дело не во второй половине жизни и не в том «что мне уже многое поздно, мне уже многое сложно», а в том, что оно ДРУГОЕ. Пока неизведанное и неизученное. Со своими правилами и законами, отличными от тех, по которым я жила раньше. С другими возможностями и открытиями, которые мне еще предстоят. С другими точками опоры и местами силы. И вот она я. Такая незнакомая. Такая другая. С радостью из детства. С багажом профессионализма. С жаждой любви. С широко открытыми глазами. С трепетом в душе. Я шагаю вперед, навстречу неизведанному. Что там меня ждет? Я не знаю. Но я изменилась. Я стала другой. Я готова. Я иду. Кто со мной? Присоединяйтесь!»

    Уважаемые женщины, если тема инициации вам интересна и задачи перехода «Женщина – Мудрая женщина или Старуха» для вас актуальны – приходите на консультацию, и мы продолжим наш разговор об этом.

    Ответить
  6. Елена

    Продолжаю публиковать свои размышления об этапах женской инициации.

    Первый ритуал перехода в жизни любой женщины — от Девочки к Девушке.
    Приглашаю вас вместе со мной исследовать — как непрохождение первого этапа инициации отражается на дальнейшей жизни женщины, как это «аукается» в ее разных возрастных периодах.

    Итак, начнем с общих моментов.

    Физиологической точкой отсчета для начала перехода от Девочки к Девушке является менархе, то есть начало ежемесячных менструаций. Среднестатистически это происходит в 11-13 лет. Так же как и при наступлении климакса, существует индивидуальный возрастной разброс от 8-10 до 15-16 лет.

    Какие же основные психологические задачи важно решить в это время молодой девушке?
    Напомню, качества по К. Юнгу, которые ярко выражены у Девочки – это асексуальность и инфантилизм. На данном этапе инициации меняется только одно – сексуальность.
    Говоря о Девушке мы предполагаем, что с приходом месячных она приобрела не только новые формы тела и физиологическую способность зачать ребенка, но и половое влечение и внешнюю привлекательность для противоположного пола. То есть по сути девушке нужно научиться быть с новым для нее качеством – сексуальностью. Как это сделать?
    Как научиться понимать язык своего изменившегося тела, познакомиться с новыми ощущениями и эмоциями, изучить открывающиеся новые возможности, избегая при этом приманок и соблазнов, которые могут привести к капканам и неприятностям. Как услышать свою интуицию и вовремя проявить осторожность?

    Ярким образным ответом на эти вопросы могут стать сказки, в которых героини проходят свою инициацию. Перед написанием этого поста, я очередной раз перечитала анализ сказки «Красные башмачки», который дает в своей книге «Бегущая с волками» Кларисса Пинкола Эстес.
    Кстати, у этого архетипического образа – красных башмачков – есть богатый и глубокий подтекст. Как пишет Эстес, во многих инициирующих обрядах активно использовалась красная маточная кровь во всех ее проявлениях — она стекала по ногам участниц обряда, окрашивая стопы в красный цвет.

    Девушке важно самой «смастерить» удобные для себя красные башмачки. И очень важно их сохранить. И также важно не поддаться соблазну, чтобы не пришлось носить странные красные башмачки с чужой ноги, даже если они очень привлекательны. Таким образом сказка говорит нам о том, что процесс взросления женщины включает в себя развитие способности понимать себя, свои желания и возможности. И тренировку умения избегать опасных искушений и умения говорить «нет» чужеродным предметам и идеям.

    Также важно понимать, что происходит у Девушки в ее родительской семье. С одной стороны взрослеющая девочка в семейной системе Отец-Мать-Дочь перестает быть ребенком и следом за этим меняются роли и ее родителей. С психологической точки зрения проявляющаяся сексуальность превращает отношения Мать – Дочь в отношения женщин-соперниц, борющихся за мужчину – Отца. С другой стороны примерно в это же время у матери начинает ослабевать ее родительская функция, и она подходит к третьей инициации, то есть переходит в фазу Старухи.
    Помните как у классика? Про взрослеющую дочь – «А царевна молодая между тем росла, росла, поднялась и расцвела». А у стареющей матери страх потерять свою сексуальную привлекательность в глазах мужа – «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
    Для подрастающей дочери очень важна поддержка старшей женщины – матери. И если последняя в свою очередь женщина инициированная, она сможет открыто и доступно поговорить с дочерью о сексе, поможет ей пройти инициацию, даст свое разрешение и благословение на то, чтобы дочь стала счастливой женщиной, живущей полнокровной жизнью.
    А если нет? Если мать не имеет опыта успешного прохождения собственной инициации?

    Мне очень нравится как об этом пишет Римма Ефимкина в своей статье «Психологическая инициация женщин». Она выделяет 3 стратегии поведения неинициированной матери в отношении своей взрослеющей дочери:
    1. Изоляция («Синий чулок», «Бабушка») – «Секса не существует», «Ты должна посвятить себя детям, родителям, работе, Родине, Богу».
    2. Протест («Шлюха») – «Если ты занимаешься сексом, ты – шлюха», «Секс – это грязно», «Поцеловалась с мужчиной – иди в ЗАГС».
    3. Подчинение («Вечная девочка) – «Если ты потеряла девственность – ты больше не привлекательна для мужчин», «Ты у меня под колпаком – вижу тебя насквозь».

    И тогда девушке вынужденно приходится делать непростой выбор – «следовать на поводу» у матери и обречь себя на неполноценную жизнь (по одному из вышеперечисленных сценариев), либо самостоятельно искать путь своей инициации, что, согласитесь, для молодой девушки тоже очень не просто.

    Поэтому часто, если данная инициация не была пройдена или пройдена нерезультативно, за помощью к психологу обращается уже взрослая женщина, у которой не складывается та или иная сторона ее жизни.

    Продолжение следует…

    Ответить
  7. Елена

    Продолжаем обсуждать особенности первой инициации, перехода Девочка-Девушка. И поговорим о том, что происходит, если девушка не решила внутренние задачи перехода, то есть психологическая инициация не состоялась.

    Давайте вспомним Карла Юнга — в следующем переходе Девушка-Женщина должно измениться тоже одно качество. Если Девушке присущ инфантилизм и сексуальность, то Женщине – уже продуктивность и сексуальность.

    В случае если молодая девушка не присвоила себе сексуальность как часть своего тела и психики, не научилась управлять ею, применять ее так и тогда, как хочет она, оберегать себя от «чужих красных башмачков». Так вот если этого не произошло, то к моменту перехода в психологический статус «Женщина», девушке придется решать уже две задачи вместо одной (как это было изначально заложено). Учиться управлять своей сексуальностью и трансформировать инфантилизм в продуктивность.

    И тут, увы, сам факт влюбленности, занятия сексом, замужества и рождения ребенка – как я писала в первой статье цикла – не поможет. Психологически, внутренне женщина все равно – полностью или частично – может оставаться девочкой. Как это может влиять на качество жизни женщины, спросите вы?

    Для наглядности приведу пример. Как вы думаете, какие картинки выдаст поисковая система, если ввести запрос – «взрослая женщина в одежде девочки»? Да, да вы не ошиблись. Это будут либо эротические фотографии (сексуальность и инфантильность), либо карнавальные костюмы (асексуальность и инфантильность), либо фото нелепо – не по возрасту или не фигуре — одетых женщин (асексуальность и инфантильность).

    Если перевести эти зрительные образы на психологические смыслы, то мы получим следующие варианты жизненных сценариев неинициированной женщины.

    Первое, женщина будет встречаться, выйдет замуж за мужчину, которому нужна скорее «девочка», «дочка», чтобы он мог проявлять заботу о ней, баловать ее, принимать за нее решения, брать на себя ответственность за ее жизнь. И не важно, сколько при этом лет мужчине, они могут быть с женщиной и ровесниками. Сможет ли женщина в такой ситуации реализовать свои планы, задумки, мечты? Жить так, как хочется ей?

    Другой вариант, когда женщина связывает свою жизнь с мужчиной, которому безопаснее с «маленькой девочкой», который не прошел свою инициацию. Можно вместе «играть в жизнь», игнорировать или уходить от решения возникающих трудностей, ответственность за серьезные решения перекладывать на родителей, окружающих людей. Будут ли у такой пары дети? Смогут ли «родители-дети» вырастить и воспитать своих реальных детей?

    Третий путь — если женщина не встречается и не развивает свою сексуальность, уходит в работу («синий чулок»), решение вопросов родственников, подруг, знакомых, обездоленных («тетушка»), «ставит крест» на собственной жизни и желаниях, превращаясь в «бабушку». Сможет ли она тогда быть продуктивной? Родить, взрастить, создать, реализовать что-то свое?

    Итак, какой Женщиной может стать Девочка, не прошедшая инициацию Девушки? По сути остаться асексуальной и инфантильной. Не могущей ощутить радость полнокровной жизни, удовольствие секса, наполненность продуктивности, экстаз самореализации, результат состоятельности.

    Может ли женщина быть при этом счастливой?

    Продолжение следует…

    Ответить
  8. Елена

    Завершая тему неуспешного прохождения инициации «Девочка – Девушка», поговорим о «бабушке-девочке». О том, с какими трудностями сталкивается женщина, когда наступает время третьего перехода, если не был пройден первый.

    На первый взгляд особенных трудностей как бы и нет.

    Девочку и Старуху роднит то, что у одной сексуальность ЕЩЕ не проснулась, а у другой УЖЕ затухает. И тогда асексуальность это то, что их сближает. Можно привести много примеров, когда внукам и внучкам интереснее с бабушкой, чем с мамой, что они лучше друг друга понимают, иногда даже интересы их совпадают. «Старый как малый», говорят родители детей, отправляя их к бабушке на каникулы.

    Может казаться, что женщина как будто миновала стадию сексуальности в своей жизни (напомню, что в данном случае имеется в виду психологический аспект, то есть физиологически женщина может быть матерью). Она осталась «девственницей». Чем же это плохо?

    Тут важно вспомнить о втором качестве, которое принципиально отличает Девочку от Старухи – это мудрость. Тогда как Девочке, напомню, свойственна инфантильность.

    В одной из предыдущих статей я уже затрагивала тему Мудрой Женщины. Что мудрость дает женщине? Зачем она нужна? Может быть, и без нее можно прожить? Меня эти вопросы волнуют давно. Я задавала их разным женщинам. И знакомым, и коллегам, и клиенткам. Получала очень разные ответы. Вероятно для каждой из нас – мудрость это что-то свое.

    С психологической точки зрения, инфантильность не может превратиться в мудрость, опираясь только на возраст женщины, то есть на количественный фактор. Она должна трансформироваться через продуктивность, то есть жизненный опыт женщины должен измениться качественно.

    Путь к мудрости лежит через радость встреч и горечь потерь, страх неизвестности и умение управлять своей злостью, встречи с невозможностью что-то изменить и неумолимое желание идти вперед, крах мечтаний и безудержность желаний, осознанность своей телесности и сексуальности и смелость принятия важных решений.

    Вы замечали, какие чувства и мысли вызывает у вас слово «старуха»?

    От участниц терапевтических групп и в индивидуальной работе я слышала следующие ответы — страх, игнорирование, презрение, пренебрежение, сожаление. Мысли, что если будешь хорошо заботиться о своем теле, то никогда не станешь старухой. Суеверный ужас, так как возникает образ Бабы-Яги.

    И гораздо реже я встречала ответы – спокойствие, радость от общения с внуками, удовольствие от занятия тем, чем хочется заниматься.

    Иногда я думаю о том, что если женщина в процессе третьей инициации соединяется со своей мудростью, ее ждет осознанная старость, чувство удовлетворения от прожитых лет и событий, радость от предвкушения новых свершений.

    Если женщина по каким-либо причинам в зрелости и старости возвращается к качествам девочки — «асексуальность + инфантильность», то тогда ей страшно принять происходящие с ней изменения. Согласиться с тем, что «так, как раньше» уже не будет – очень тяжело. Осознать, что впереди, пусть и отличная от прежней, но продолжающаяся жизнь — почти не возможно.

    Мне со страхом «стать бабойягой» помог примириться образ Мудрой Женщины, Мудрой Старухи. Потому, что она знает, умеет, может поделиться своим опытом и научить справляться с жизненными трудностями и внутренними переживаниями.

    Спасибо за знакомство с образом Мудрой Старухи моим бабушкам, учителям, умным и сильным женщинам, которых я встречала на своем жизненном пути и на страницах любимых книг.

    И я знаю, что когда придет время, я встречусь со своей внутренней Старухой, своей Гекатой и это будет радостная встреча!

    Чего и вам желаю!

    Ответить
  9. Елена

    Три месяца назад я начала публиковать статьи и посты о женской инициации.
    Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что за это время очень многое произошло и изменилось в моей жизни. Более того — изменилась я сама. Похоже, что исследование темы инициации само по себе является инициацией.
    За эти месяцы я вижу реальный результат своего труда. Произошли видимые изменения в моей жизни.

    А это означает, что я готова писать о ПРОДУКТИВНОСТИ в жизни женщины. То есть мы с вами, уважаемые читательницы подходим к исследованию перехода Девушка-Женщина.
    Перехода важного, энергетически и информационно насыщенного, сексуально окрашенного, продуктивно основательного.

    И начнем с трансформации, через которую проходит женщина в этом переходе: Инфантильность превращается в Продуктивность.
    Что это означает?
    По итогам данного перехода женщина может создавать, творить нечто новое.
    Образование, профессия, карьера, собственное дело, работающие проекты, финансовая состоятельность, социальный статус, брак, семья, отношения с партнером, ребенок, дом, уют, сад, огород, внешний образ, формы своего тела, книги, стихи, картины, собственная личностная уникальность.
    То есть женщина что-то делает САМА, сама видит результат своей деятельности, и он ее удовлетворяет.
    Если какой-то составляющей в этой схеме нет или она недостаточно выражена, мы говорим о том, что переход не состоялся, что женщина не смогла перевести свой инфантилизм в продуктивность.
    Как это может отражаться на жизни женщины?
    — Отсутствием чего-то важного в жизни для конкретной женщины. Обратите внимание, что отсутствующее должно быть именно важно и значимо. Так как если у женщины нет детей, и она при этом их не хочет, то это как раз для нее желаемый результат.
    — Нехватка чего-то одного и переизбыток другого. Много забот семейных и мало достижений профессиональных, например.
    — Женщина не видит или не признает значимыми результаты своих действий (бездействия). Много работает, но не получается выстроить карьеру, заработать денег.
    Ее не удовлетворяет полученный результат. Есть высокий социальный и/или финансовый статус, семья, дом, но женщина не чувствует себя удовлетворенной, счастливой.

    С психологической точки зрения по итогам данного перехода женщине нужно эмоционально отделиться от «запрещающей» взрослеть материнской фигуры, получить «разрешение» от матери на личное счастье и, найдя своего мужчину, построить свой дом, свою территорию, свои границы.

    Продолжение следует…

    Ответить
  10. Елена

    Продолжаю писать о переходе от Девушке к Женщине и сегодня поговорим о СЕКСУАЛЬНОСТИ как об одной из составляющих женской инициации.

    Тема эта одновременно широка и табуирована, вызывает радость и стыд, естественная и непознанная.

    1. Сексуальность Девушки.
    Радость познания своего тела и новых ощущений. Желание демонстрировать вовне и получать подтверждение своей внешней привлекательности. Тревога от неуверенности и неумения управлять своей чувственностью, с одной стороны. И страх не справиться с проявлениями внешней агрессии по отношению к своему телу, в том числе сексуальной, с другой. Отсутствие опыта брать на себя ответственность (или неготовность ее нести) за результаты проявления своей чувственности и сексуальности.

    2. Яркой иллюстрацией ТРАНСФОРМАЦИИ девичьей сексуальности в женскую является греческий миф об Эросе и Психее.
    В нем в частности говорится о том, что для того, чтобы принять отношения, брак с мужчиной, получать от него удовольствие, стать зрелой женщиной, героине нужно проститься со своим девичеством, встретиться с психологической смертью своей наивности, инфантильности и воскреснуть после этого уже взрослой, прошедшей испытания женщиной. И помогает ей в этом богиня Афродита. Архетипическое значение которой в жизни женщины – это способность наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Также архетип Афродиты побуждает женщин реализовать творческую составляющую своей души.

    3. Сексуальность Женщины.
    Знание с опорой на собственный телесный опыт, заземленный в нем, о своем теле, его возможностях и ограничениях, о своих желаниях и предпочтениях. Умение регулировать и удовлетворять свои сексуальные, чувственные желания и фантазии. Готовность нести ответственность за проявления и результаты своей сексуальности. Навык говорить «нет», защищать и отстаивать свои телесные и психологические границы. Умение и разрешение себе получать телесное и эмоциональное удовольствие от собственной чувственности и сексуальности. Умение вступать и поддерживать близкие отношения с другим человеком, в том числе и сексуальные.

    4. «Грязные богини».
    Соглашаясь с уважаемыми мною авторами, хочу отметить еще одну важную сторону зрелой женской сексуальности.
    Я говорю о способности женщины видеть и признавать в собственной чувственности и сексуальности одновременно и бесстыдство, и святость. Осознавать и принимать в своей душе маленькую пузатую богиню Баубо.
    В греческом мифе о похищении дочери богини Деметры – девушки Персефоны – Баубо помогла богине в самый темный и тяжелый момент ее жизни. Вы знаете, что она сделала?
    Вот как говорится об этом в мифе: «Женщина (Баубо) стала танцевать перед Деметрой, виляя бедрами и тряся грудями, всеми своими движениями намекая на совокупление. И глядя на нее, Деметра невольно улыбнулась. На самом деле это была не совсем женщина: головы у нее не было, соски заменяли ей глаза, а влагалище – рот. И из этого рта полились сочные шутки, которыми она стала угощать Деметру. Богиня усмехнулась, потом заулыбалась и наконец, от души расхохоталась». Именно этот смех излечил Деметру от тоски и дал силы для дальнейших поисков дочери.
    В другом пересказе этого мифа Баубо была служанкой, в доме, в который в процессе странствий и поисков Деметра устроилась нянькой. «Никто не мог вытянуть из нее (Деметры) ни слова, и только Баубо сумела развеселить богиню своим бесстыдным юмором. Ее шутки заставили Деметру улыбнуться, а когда Баубо подняла юбки и показала свои гениталии, богиня расхохоталась и вышла из скорбного оцепенения».
    Вот что пишет об этом Кларисса Пинкола Эстес: «… ценность этих древних богинь бесстыдства в их умении ослаблять слишком натянутое, рассеивать мрак, приводить в такое настроение, которое исходит не от ума, а от тела, и обеспечивает легкость этих переходов… Озорство и юмор бесстыдной богини могут стать животворным снадобьем, которое распространяется по всей эндокринной и нервной системе».

    5. Исцеляющий смех или разговоры «не для мужчин».
    Уважаемые читательницы, есть ли в вашей взрослой женской жизни такие разговоры «между нами девочками», содержание которых вы никогда не расскажете даже самому близкому мужчине? И я не том, сколько любимый заплатит за новое платье, даже не зная об этом, нет. А том, что знакомо КАЖДОЙ женщине и не понять ни одному мужчине. Если да – я очень рада за вас!
    Мне нравится, как пишет об этом Джин Шинода Болен: «Мудрость Баубо могут оценить лишь женщины, поскольку она произрастает из множества не слишком утонченных, но чрезвычайно важных телесных переживаний, через которые мы проходим с момента начала менструаций, затем во время беременности и менопаузы. Смеясь и шутя по поводу того, через что приходится пройти женщине на биологическом уровне, мы можем уподобиться бесстыдной Баубо. Обмен подобными замечаниями нередко затем приводит к более интимным и серьезным разговорам о сексуальном опыте, выкидышах, абортах, бесплодии или утратах».
    Тогда второй вопрос – а есть ли у вас подруга(и), с которыми вы активно практикуете бесстыдный юмор (важно – чисто в женской компании, так как мужчинам этот юмор не понять)? Если и на этот вопрос вы ответили утвердительно, то вы просто счастливица!

    Завершить свой пост о сексуальности я хочу словами Дж. Болен: «Отпуская неприличные замечания или смеясь над ними, женщины признают свою сексуальность и сексуальный опыт, а также разоблачают привычки, наклонности и сексуальное тщеславие мужчин – и как раз этого мужчины бояться больше всего».
    Сильно? Да. Вот такая она Зрелая Женская Сексуальность.

    Обещанный список литературы:
    1. Шинода Болен Джин
    a. Старшие Богини: Новая психология женщины. Архетипы богинь.
    b. Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь.
    2. Эстес Кларисса Пинкола
    a. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях.
    3. Джонсон Роберт
    a. «ОНА: Глубинные аспекты женской психологии».

    продолжение следует…

    Ответить
  11. Елена

    Вот и подошел к завершению цикл моих размышлений о сути женской инициации, ее психологических и эмоциональных аспектах. Мои первые статьи цикла о женской инициации были о встрече с Мудрой старухой. И вот круг замкнулся, цикл завершился.

    Сегодня я представляю вашему вниманию статью, в которой много предположений и гипотез. В ней я размышляю о том, как выглядит ситуация, когда женщина не прошла успешно переход от Девушки к Женщине и по возрасту подошла к следующей инициации Женщина — Мудрая старуха.

    Мне представляется три возможных варианта:
    1. Незрелая сексуальность Девушки переходит в асексуальность Мудрой старухи. Инфантильность Девушки переходит в мудрость Мудрой старухи
    2. Зрелая сексуальность Женщины переходит в асексуальность Мудрой старухи. Инфантильность Девушки переходит в мудрость Мудрой старухи.
    3. Незрелая сексуальность Девушки переходит в асексуальность Мудрой старухи. Продуктивность Женщины – в мудрость Мудрой старухи.

    Рассмотрим по очереди все три сценария.

    На мой взгляд, первый вариант наиболее реален в случае, если инициация Девушка-Женщина не состоялась или прошла неуспешно. Мне приходит образ как нежный бутон девичьей сексуальности так и не раскрылся и со временем начинает увядать и отмирает, переходя в асексуальность. Как это отражается на жизни женщины? Возможно, отсутствием сексуальной жизни в принципе, или неудовлетворением имеющейся. Непринятием своего тела, его желаний и потребностей. В крайних случаях – ощущением себя жертвой, даже если партнер знаком и приятен. Вторая составляющая этого варианта и вовсе представляется мне невозможной. Инфантильности сложно перейти в мудрость, минуя стадию продуктивности. Это означает, что к пенсионному возрасту женщина подходит неудовлетворенная жизнью, не достигшая своих целей, не реализовавшая свой потенциал. Она обвиняет всех и вся – «ты сломал мне жизнь» — говорит она мужу или партнеру, «я отдала тебе лучшие годы» — обвиняет она своего ребенка – «и ничего не получила взамен», «люди разочаровали меня» – жалуется она коллегам и знакомым. Согласитесь – сложно представить себе такую женщину счастливой и довольной в старости.

    Второй сценарий, когда женская сексуальность раскрыта и женщина реализована в чувственной, телесной части своей жизни. На этом фоне нереализованность продуктивность может быть:
    — компенсирована, то есть женщина реализует себя через свою сексуальность, в широком смысле этого слова.
    Ее профессия связана с областью человеческой сексуальности, она смогла монетизировать свои знания и умения в этой сфере. И это не о «древнейшей профессии». Я фантазирую, что это может быть. И врач-гинеколог или андролог, и психолог-сексолог, и специалист индустрии моды, и журналистика, и творческие профессии.
    — перекошена, то есть женщина счастлива в своей интимной жизни и несчастна во всем остальном.
    В этом случае женщина может ощущать себя нереализованной в профессии, ей бывает сложно «найти себя» в этом мире, она в постоянном поиске новых мест, партнеров, профессий и никак не может получить удовлетворение, реализовать себя, возникает ощущение, что «я живу не своей жизнью».

    Жизнь женщины по третьему варианту тоже может быть вполне компенсирована.
    Продуктивность вполне естественно готова перейти в мудрость. Незрелая же сексуальность Девушки, безусловно, может обеднять жизнь женщины. Это и страх или отсутствие отношений с партнером, отсутствие или неудовлетворенность в интимной сфере, соматические болезни эндокринной и половой систем организма.
    Но удовлетворенность женщины, продуктивность которой работает и дает желаемые результаты в профессиональной, семейной, творческой сферах жизни может отчасти компенсировать неудовлетворенность в сексуальной сфере.

    Безусловно, вышеописанный анализ это отчасти теория. И в жизни у каждой женщины возможны и другие сочетания компенсирующих и адаптирующих факторов. Главным критерием по-прежнему остается такое психологическое понятие как качество жизни и такие общечеловеческие индикаторы – как счастье, удовлетворенность своей жизнью, радостью бытия.

    Ответить
  12. Елена

    Уважаемые гости нашего сайта, хочу поделиться с вами еще 3 своими статьями-размышлениями, косвенно касающимися темы женской инициации.

    Эта статьи о телесной составляющей всех переходов в процессе инициации женщины. О том, как важно женщине любого возраста понять, осознать и принять те изменения, которые происходят с ее телом в каждый период ее жизни.

    Первую из них я назвала — «Чувствующее тело как надежная опора женской души. Встреча с телесностью».

    На протяжении всей нашей жизни с момента рождения и до самой смерти наше тело претерпевает изменения – внутренние и внешние, происходящие естественно и приобретаемые вследствие воздействия извне, имеющие причины как соматического, так и психологического характера.

    Давайте поговорим об этом.

    Девочка — Девушка.

    Это, как правило, подростковый период, имеющий свои особенности.

    Девочке важно мнение сверстников, среди которых принят и приветствуется определенный внешний вид, включающий и одежду, и макияж и форму тела.
    С другой стороны есть требования, которые предъявляются и/или навязываются социумом – школа, общественное мнение, мода.
    С третьей – особенности семейного воспитания, отягощенные в это время сменой ролей у девочки и ее родителей (смотри статью «Путешествие от Девочки к Девушке. Красные башмачки»).
    И наконец, главное – молодая девушка впервые сталкивается с тем, что с изменениями своего тела ей придется быть самой с собой. И хотя она и раньше, будучи ребенком, инстинктивно следовала этим изменениям, теперь все стало по-другому. Впервые осознанность своей телесности, необходимость и возможность самой решать что-то делать или не делать с ней, приходит именно в подростковом возрасте, в процессе инициации девочки.
    Я толстая/худая? У меня маленькая/большая грудь? Высокая/маленького роста? Волосы на голове мне идут длинные/короткие/прямые/волнистые? Волосы на теле – оставлять или удалять? Во время месячных пользоваться прокладками или тампонами? Ногти носить свои или накладные?

    Эти вопросы мы с вами, мои уважаемые читательницы, начинаем задавать себе в девичестве и продолжаем искать на них ответы до конца жизни. Изменяя и дополняя этот список по мере прохождения следующих этапов своей инициации.

    Можно сказать, что в процессе первого перехода мы начинаем осознавать свою телесность, выстраивать с ней отношения, учимся понимать язык своего тела, договариваться с ним, поддерживать и заботиться о нем. И еще через тело мы встречаемся со своей интуицией. Она будет поддерживать и оберегать нас на протяжении всей нашей дальнейшей жизни. Станет нашей самой близкой подругой и путеводной звездой на жизненном пути.

    Я до сих пор помню чувство неловкости, стыда и желания убежать и спрятаться, которые были моими спутниками, когда в начальной школе у меня стала расти грудь. И не важно, что спустя года три-четыре, когда бОльшая часть моих одноклассниц обзавелась лифчиками, мой был уже самого маленького размера. Когда это только начиналось, для меня, по степени переживания, это была внутренняя катастрофа и личная драма.

    А чем запомнились вам первые женские изменения тела во время перехода в девичество?

    Продолжение следует…

    Ответить
  13. Елена

    Продолжении статьи о телесной составляющей всех переходов в процессе инициации женщины.

    Чувствующее тело как надежная опора женской души. Удовольствие от продуктивности.

    Девушка — Женщина.

    В этот период женщина сталкивается с множеством жизненных ситуаций, активно запускающих изменения в ее теле. Не считая ежемесячных менструаций, это вопросы зачатия и предохранения, беременности, родов и кормления грудью, аборта и выкидыша, пластические операции и косметические процедуры. Соответственно это влечет за собой – постоянное или временное изменение веса, форм тела, состояние кожи, волос, ногтей, гинекологические операции и процедуры, проблемы с гормональным фоном. У каждой женщины свои истории, свой опыт, свои достижения и потери…

    Какие же ресурсы и сложности данного этапа инициации, связанные с принятием своей телесности, присущи практически всем женщинам?

    Вспомним Карла Юнга – на данном этапе женщине важно освоить и уметь управлять двумя «компетенциями» своего тела — сексуальностью и продуктивностью.

    Ресурсы этого возрастного периода в том, что тело женщины, как правило, уже развито, созрело и готово. Социальные нормы и ожидания тоже всячески поддерживают и поощряют природные задачи женщины в этом возрасте.

    Сложности начинаются на уровне индивидуальной психологии…

    Сексуальность.

    «Я одинока, так как не могу найти себе мужчину, партнера, мужа».

    «Я замужем, но сексом не люблю заниматься, а муж говорит, что и не умею».

    «Я бы хотела быть более раскрепощенной в сексе, но мне очень стыдно и неудобно».

    «Я не чувствую себя привлекательной женщиной».

    «Я толстая, худая, у меня маленькая грудь, слишком большая грудь, …»

    «Меня сексуально привлекают женщины, но я не могу никому в этом признаться».

    «Когда я с мужчиной, то чувствую себя жертвой, как в отношениях, так и в постели».

    «Я не чувствую возбуждения/удовольствия во время занятий сексом».

    Продуктивность.

    «Я не могу зачать, родить, выносить ребенка».

    «Я не хочу рожать ребенка».

    «Рожать можно только в законном браке».

    «Я хочу/не хочу много детей, а муж наоборот».

    «Я боюсь рожать».

    «Ребенок испортит мне фигуру».

    «Я успешная предпринимательница, мое дело – мой ребенок, но все родственники и подруги постоянно капают на мозги – скорее рожай».

    «У меня в жизни ничего не получается – я не вышла замуж, не родила ребенка, я не создала свое дело, я даже готовить толком не научилась».

    «У меня есть муж, дети, дом, работа, но нет ощущения счастья. Как будто вся жизнь это день сурка, а до главного руки не доходят».

    «До свадьбы я пела/танцевала/рисовала/играла в драмкружке, а сейчас в моей жизни не хватает времени на творчество».

    Ко мне как к психологу, танцевально-двигательному терапевту чаще всего обращаются женщины именно этого возраста, по тем или иным причинам не прошедшие успешно именно этот этап инициации. И задают именно эти вопросы.

    Что я отвечаю? Я говорю, давайте спросим у вашего тела и вашей интуиции. Потому как кто, как не вы лучше всего знаете ответы на свои вопросы.

    Что происходит на наших сессиях дальше? Мы разговариваем и дышим, танцуем и плачем, вдыхаем ароматы эфирных масел и рисуем, возвращаемся в истории женщины к ее детству или судьбам женщин ее рода, подпитываем ресурсами интуицию, записывая сны или ведя дневник. Порой клиентке важно пошагово научиться, как встретиться, заново познакомиться со своим телом, услышать его желания и потребности.

    Удается ли вам в жизни видеть результаты своей сексуальности и получать удовольствие от своей продуктивности? 😉

    Продолжение следует…

    Ответить
  14. Елена

    Завершающая часть статьи о телесной составляющей всех переходов в процессе инициации женщины.

    Чувствующее тело как надежная опора женской души. Мудрость тела.

    Женщина — Мудрая старуха.

    Мы с вами подошли к разговору о непростом для любой женщины периоде ее жизни – времени увядания тела, замедления физических и психических процессов, снижения уровня общего функционирования организма.

    В этот период сексуальность переходит в асексуальность, а продуктивность преобразуется в мудрость. И если первое изменение очевидно связано с телом и его функциями, то что такое «мудрость тела»?

    Поговорим сегодня об этом.

    Я уже слышу протестующие голоса женщин 45+: «Что значит асексуальность? Я веду активную половую жизнь! А снижение вероятности забеременеть (вследствие наступления климакса) – открыло новые грани моей сексуальности!»

    И я горячо их поддерживаю. Потому что, как и в случае начала менструаций, так и когда они заканчиваются, мгновенно ничего не происходит. И девочка в 10-12 лет не становится сексуальной львицей, и женщина с наступлением 45-50 лет не обязана принимать обет безбрачия.

    Если девочка только знакомится со своим телом, то зрелая инициированная женщина, подходя к возрасту мудрости, по идее, уже «на ты» со своим телом и своей интуицией. Она чувствует и понимает, на что ее тело и психика по-прежнему готовы и имеют ресурсы, а что уже может вызвать сильный упадок сил, потребует гораздо больше энергии для реализации или вызовет снижение желания что-либо делать в принципе.

    А вот если предыдущие этапы инициации не были успешно пройдены или если в настоящий момент не хватает смелости посмотреть в лицо наступающим переменам, то последствия могут быть очень печальные.

    В этом месте мне вспоминаются судьбы трех публичных женщин, наших современниц, у которых после поздних (после 40-45 лет) родов начались тяжелые заболевания тела. Моя знакомая врач-гинеколог, когда я беседовала с ней об этих случаях, прокомментировала это так – «Не смотря на достижения современной медицины, беременность после 40-45 лет это мина замедленного действия. Даже если сам процесс прошел относительно нормально, организм в этом возрасте в любом случае израсходовал на это бОльшую часть оставшейся энергии женских гормонов. И как это может аукнуться через полгода-год – предугадать сложно».

    Иными словами говоря, если ваше тело уже не может быть таким же продуктивным, как раньше, важно найти в себе мудрость это принять.

    Попытки не замечать старения тела, «продлить молодость», как призывают нас многочисленные СМИ и производители «молодильных» средств и методик, отдаляют нас от реальности, от возможности отпустить то, что уже нельзя вернуть, уводят нас в сторону от осознанного прохождения третьей инициации. А значит от новых, открывающихся возможностей и неизведанных путей.

    Да-да, мои уважаемые читательницы, уверяю вас — жизнь есть и после 45-55-65-75-… лет. Вопрос в том какая это будет жизнь для вас?

    Я как психолог и как женщина прекрасно понимаю, что об этом легче сказать/написать, чем принять и начать претворять в жизнь.

    Поэтому готова поделиться с вами своим опытом:

    — я знаю отчаяние, которое испытывает женщина, видящая в зеркале свое тело, безвозвратно потерявшее свои упругие очертания.
    — я понимаю своих клиенток, когда они с сожалением говорят, что возможность «не спать ночь, а утром работать» навсегда осталась в прошлом.
    — я разделяю боль и злость уставших от постоянных приливов женщин.
    — я умею слышать свое тело, могу позволить себе взять паузу или снизить темп, если мне необходимо восстановить силы. И я обучаю этому других женщин.
    — мне приносит радость и удовлетворение наступающая мудрость — она позволяет мне поддерживать других женщин, делиться с ними своим опытом, сопровождать их в путешествиях по их мирам и историям.
    — мудрость моего тела постепенно помогает мне принять те возрастные изменения, которые происходят в моем теле, и результаты которых я вижу в теле моей матери, бабушек и старших подруг.

    Закончить статью о чувствующем теле женщины как надежной опоре ее души хочу словами известной песни. Для меня образ соломинки — образ нашего ТЕЛА. Оно такое разное, изменяющееся, живое. Сопровождающее и поддерживающее нас на протяжении всей нашей жизни.

    Держи меня, соломинка, держи!

    Ответить

Оставить комментарий к Елена Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Share This